Павловский воксал
Дата публикации: 20 октября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображён великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика. На том же листе — еще одна литография, на ней бальный зал. Подпись: «Павловский воксал» — именно через букву «с». Этими рисунками художник Василий Тимм отметил 25-летний юбилей Царскосельской железной дороги.
Словом «воксал», заимствованным из английского языка, называлась тогда не железнодорожная станция, а увеселительный парк с павильонами, где проводились балы и гулянья. Самым популярным из таких «воксалов», существовавших во многих городах Российской империи, считался Павловский. Он находился в двадцати пяти верстах от Санкт-Петербурга в парке при императорской резиденции. Именно в Павловск была проведена первая в России железная дорога. Вот что писала газета «Северная пчела» в 1838 году: «Собираясь на железную дорогу, надевайте бесстрашно лучшие платья: на них не сядет ни пылинки, вы и не сомнете платья дорогою, потому что прокатитесь как по паркету и просидите полчаса в карете как на лучшем диване».
Железнодорожную ветку из Петербурга в Павловск запустили в 1837 году, а уже в мае следующего года в парке открыли павильон с рестораном, буфетами, бильярдными, гостиничными номерами. А два десятилетия спустя руководство Царскосельской железной дороги пригласило молодого австрийского композитора, скрипача и дирижёра Иоганна Штрауса на должность капельмейстера с огромным окладом в 22 тысячи рублей. Штраус поставил условие: он будет выступать только в специально выстроенном концертном зале на 600 мест.
Эпоха короля вальсов в Павловске продлилась десять сезонов. Концерты начинались в семь часов вечера и продолжались до отхода последнего поезда. Сочинения Штрауса пользовались невероятным успехом, особенно созданные в России: вальсы «Петербургские дамы» и «Княгиня Александра», польки «Ольга», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Петербурге», «Незнакомка», «Павловск», «Нева», кадриль «Славянка». Несколько раз в день в оркестровом переложении исполнялся романс Глинки «О, дева чудная моя» и его же «Павловский вальс», сегодня известный как «Вальс-фантазия». Мало кто знает, что первое публичное исполнение музыки молодого Чайковского состоялось также в Павловске — в августе 1865 года, именно под управлением Иоганна Штрауса. Король вальсов продирижировал сочинением Петра Ильича под названием «Характерные танцы». Позднее они вошли в оперу «Воевода» под названием «Танцы сенных девушек».
На литографии художника Василия Тимма из музейного фонда трудно разглядеть лицо дирижёра, хотя он и стоит лицом к публике. Но это, конечно, сам Иоганн Штраус — легенда Павловска, любимец петербургской публики, первый дирижёр первой русской филармонии.
Ценные произведения изобразительного искусства — это важная часть нашей культуры.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.