Конкурс «Партитура». До новых встреч

Дата публикации: 29 ноября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня последний выпуск, посвящённый Третьему Всероссийскому конкурсу молодых композиторов «Партитура». Мы подведём итоги и поразмышляем о том, что нас ждëт дальше. В первую очередь поговорим о содержательной части музыки, но затронем немного и стилистику.
Музыка, представленная на конкурсе, главным образом держится в светлых тонах, смотрит на мир сквозь призму красоты, она, можно так сказать, любуется окружающим её космосом. Причём именно в качестве объекта для любования выбираются и личные переживания, и созерцание природы, и героические, драматические моменты истории нашей страны. Творческий процесс при этом рафинирован, точен (и «отточен») в красках, в фактуре, в инструментовке, во всех средствах выразительности. Нынешнее поколение молодых композиторов — тонкие и внимательные наблюдатели, получающие удовольствие от этого процесса. Недаром в течение большей части прослушиваний не покидало ощущение, что условных «Римских-Корсаковых» у нас сейчас больше, чем условных «Мусоргских». Попадались и вторые, но их на все 40 конкурсных и 23 внеконкурсных произведения выявилось меньше десятка.
Иногда, честно говоря, хотелось чуть больше трагизма, больше пропускания несовершенств мира через свои сердца. Под трагизмом я ни в коем случае не имею ввиду пессимизм. Скорее — остроту и пронзительность. Если бы я говорил не о музыке, которую человек дарит людям, а о собственной человеческой жизни каждого из нас, то я буду только счастлив за тех, кто проживает такую замечательную жизнь, наблюдая и любуясь. Но музыка — это не только ты и твоё восприятие. Музыка — это то, что мы передаём, то, что должно отозваться в человеке как лекарство, должно попасть в резонанс с нашими болячками, а ведь не всё болячки лечатся успокоительными средствами.
Что же до стилистики представленного музыкального среза, то очень радуясь красоте музыкальной ткани (времена «стамеской по деке» уходят в прошлое — и это здорово) — всё же хочу пожелать, чтобы наша академическая музыка быстрее, эффективнее вбирала в себя моменты не-академизма прошлого двадцатого века. Сшивала этот разлом между академизмом и не-академизмом, не боялась брать в свою копилку те стилистические компоненты, которые бы отражали непосредственные вкусы общества, не упрощаясь при этом под них, но возвышая их до себя. «Музыку пишет народ, а мы её аранжируем» — сказал Глинка. Но народ — это не только фольклор, народ продолжает создавать свою музыку и в двадцать первом веке. И то, что многие приемы взяты сейчас академической музыкой из кинематографа — уже шаг в этом направлении. Просто нужно идти дальше. Пуленк не боялся черпать средства выразительности из французского шансона, Пьяццолла — из уличного на тот момент танго. И ведь в обоих случаях не улица победила академизм, а наоборот, была возведена в его ранг, возвышена до него.
Следующий конкурс «Партитура» состоится уже во второй четверти нашего столетия. И это будет очень ответственная для нас четверть, наша четверть, сделаем же её настоящей!
Также в завершение хочу сказать, что я в последние месяцы был абсолютно счастливым человеком, который держал руку на самом пульсе, на острие музыкального времени. Очень надеюсь, что вы это также делали со мной, что ваша копилка пополнилась новыми именами, названиями, впечатлениями. Что они также останутся с вами.
Продолжаем слушать наше время, распознавать и осознавать его, жить им.
До новых встреч!
Рубрика «Конкурс молодых композиторов „Партитура“ в обзорах Дмитрия Онищенко»

Последние события

В Саграда Фамилия проходят рождественские концерты

В храме Святого Семейства в Барселоне проходит традиционная серия рождественских концертов. В эти дни там звучит музыка Чайковского, Генделя, вальсы Иоганна Штрауса-младшего.

Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре

В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.