Гайдн и певица Луиджа Польцелли
Дата публикации: 16 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Они встретились в 1779 году. Ему было 47 лет, ей — 19…
Певица Луиджа Польцелли, мавританка из Неаполя, была принята на службу в оперный театр князей Эстерхази. Изначально она заключила двухлетний контракт, но уже с первых репетиций стало ясно, что её исполнительский уровень весьма невысок. При венгерском дворе ценили хороший вокал, а потому были готовы досрочно отказаться от услуг госпожи Польцелли. Однако певица провела в поместье Эстерхаз одиннадцать лет…
В те годы Йозеф Гайдн в должности княжеского обер-капельмейстера руководил оперным театром. Не слишком счастливый в собственном браке композитор и певица, не очень довольная своим мужем, страдающим от чахотки, — роман (к счастью или увы) был практически неизбежен. Мало кто из исследователей сомневается в том, что именно Гайдн просил князя Миклоша оставить Польцелли при дворе. Чтобы оправдать участие Луиджи в оперных постановках, маэстро писал для неё не слишком обременительные партии, приспосабливая музыку к её скромным способностям.
Поначалу это могло показаться проявлением отеческой заботы, ведь Йозеф Гайдн был на 28 лет старше Луиджи Польцелли. Но злые языки к наивности не склонны. В 1783 году певица родила сына. И бессердечная молва тут же нарекла Гайдна отцом. Маэстро своего отцовства никогда напрямую не признавал, но всю жизнь трогательно опекал мальчика, а после смерти формального отца стал его официальным опекуном.
Розмари Хьюз, биограф Гайдна, оценивая его отношения с Луиджей Польцелли, отмечает, что это была большая любовь, и «оба они с нетерпением ждали возможного брака». Вот только Римско-католическая церковь дозволяла подобное лишь после смерти прежних супругов.
Когда ушёл из жизни князь Миклош Эстерхази, опера при венгерском дворе звучать перестала. Луиджа с мужем и детьми переехала в Вену, Гайдн отправился покорять Туманный Альбион. Во время своих лондонских гастролей он узнал, что его возлюбленная стала вдовой. В одном из своих проникновенных писем к ней маэстро даёт понять, что новому браку не мешает ничего, кроме старой жены. В ожидании счастья певица удалилась в Болонью. Маэстро тем временем удовлетворял её финансовые потребности.
Гайдн овдовел почти семидесятилетним. Когда позволили приличия, Луиджа явилась напомнить ему об обещании. Однако в ответ услышала примерно следующее: «Я уже слишком стар для новой семьи. Но если вдруг когда-нибудь решу жениться, то предложу руку именно вам». В своём завещании композитор не забыл любимую меццо-сопрано. Героине его романа полагалось пожизненное содержание в размере 150 флоринов. Отдельно было оговорено следующее: если Луиджа Польцелли станет требовать большего, она не получит ничего…
Первая опера, в которой Йозеф Гайдн уделил внимание Луидже Польцелли, называлась «Необитаемый остров». Согласно либретто Пьетро Метастазио, каждый из героев — образец благородства и безупречной верности.

Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.
Последние события
Новая жизнь балета «Сампо»
Музыкальный театр Карелии получил федеральный грант на постановку балета «Сампо». Новое представление по мотивам эпоса «Калевалы» выпустит главный балетмейстер театра Кирилл Симонов.
На Новодевичьем кладбище открыли памятник Ширвиндту
На Новодевичьем кладбище Москвы открыли памятник Александру Ширвиндту. Его авторы — скульпторы Андрей и Пётр Наличи — постарались воплотить характерные для артиста лёгкость и иронию.
В Москве открылся театральный форум «Золотой Витязь»
В «Современнике» открылся Международный театральный форум «Золотой Витязь». Свои работы в Москву привезли коллективы из России, Белоруссии, Грузии, Сербии и США.


