Гайдн и письма

Дата публикации: 17 сентября 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В XVIII веке единственным средством дистанционных коммуникаций были письма. Недавно Фонд Йозефа Гайдна в Айзенштадте выложил в открытый интернет-доступ около 220000 рукописных документов, связанных с великим композитором, и более 500 — написанных непосредственно его рукой. Изрядная их часть носит сугубо деловой характер. Здесь и заказы на музыку, и переговоры с издателями, и переписка с князьями Эстерхази, в которой обсуждаются поставки дров и сена, сала и вина, а также улаживаются вопросы заработка. Вот образец реакции патрона на просьбу подчинённого о повышении содержания: «Дорогой капельмейстер Гайдн! Моя жена сообщила мне о Вашем желании получать ежегодно 600 гульденов вдобавок к тому, что Вам уже выплачивается. По её словам, выполнение этой просьбы могло бы успокоить и порадовать Вас. С удовольствием спешу пойти Вам навстречу». Подписано — «Князь Эстерхази».
Сохранились послания от горячих поклонников Гайдна, к которым, к примеру, относился Карл Фридрих Цельтер, композитор и теоретик, руководитель Берлинской певческой академии. Он адресовал маэстро такие слова: «Дух Ваш проник в царство божественной мудрости; с небес Вы получили тот огонь, которым Вы согреваете и освещаете земные сердца и ведёте их к бесконечному».
Есть в переписке Гайдна и лирическая часть. Увы, письма жены к ней не относятся. Приличия заставляли супругов писать друг другу, когда они находились в разлуке. Но отношения их были таковы, что читать эти письма считалось необязательным. «Пылкие и восторженные» — этих эпитетов вполне достойны эпистолярные творения Ребекки Шрётер. Сам Гайдн признавал, что вдова известного лондонского пианиста была в него влюблена. Она столь самозабвенно превозносила маэстро, что сомневаться в этом не приходится. Похоже, Гайдн отвечал ей взаимностью: в его лондонской записной книжке были обнаружены 22 тщательно скопированных страстных послания Ребекки Шрётер. Процитируем одно: «Мой дорогой! Мне чрезвычайно жаль, что вчера нам пришлось так внезапно расстаться. Мне так много нужно было сказать, но мой язык не в силах высказать и половины той любви, что переполняет моё сердце».
Лишь нескольким адресатам Гайдн мог доверить истинного себя: тем, кого он считал настоящими друзьями. К ним относилась Марианна фон Генцингер, супруга придворного врача князей Эстерхази. Ей он рассказывал не только о дурной погоде, о своём самочувствии или о том, что уличный шум мешает ему сочинять. Марианне он жаловался на однообразие жизни в княжеском поместье, на постоянную усталость, на своё унылое рабское положение. Из письма 1790 года: «Вот я один в своей пустыне, лишённый человеческого общения, покинут всеми, словно сирота. Лишь память возвращает меня к славным дням, которые, увы, остались в прошлом». В 1790 году Гайдн посвятил Марианне фон Генцингер Сонату ми-бемоль мажор (Hob. XVI: 49). Критики признают её одним из лучших фортепьянных сочинений маэстро.
Гайдн и письма
Sotheby’s: Autograph letter signed («Jos Haydn»), to the baden choirmaster Anton Stoll, 30 july 1802
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние события

Новая жизнь балета «Сампо»

Музыкальный театр Карелии получил федеральный грант на постановку балета «Сампо». Новое представление по мотивам эпоса «Калевалы» выпустит главный балетмейстер театра Кирилл Симонов.

На Новодевичьем кладбище открыли памятник Ширвиндту

На Новодевичьем кладбище Москвы открыли памятник Александру Ширвиндту. Его авторы — скульпторы Андрей и Пётр Наличи — постарались воплотить характерные для артиста лёгкость и иронию.

В Москве открылся театральный форум «Золотой Витязь»

В «Современнике» открылся Международный театральный форум «Золотой Витязь». Свои работы в Москву привезли коллективы из России, Белоруссии, Грузии, Сербии и США.

Поиск по сайту