«Золотой век» Шостаковича
Дата публикации: 26 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
26 октября 1930 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени Кирова состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век». Советская идеология требовала от творцов злободневных произведений с классовым подходом. В том смысле, что буржуазный мир загнивает, а социалистический — цветет. Исполняя соцзаказ сценарист Александр Ивановский создал либретто под бодрым названием «Динамиада». Музыку заказали Шостаковичу, и он в сжатые сроки написал 37 разнохарактерных музыкальных номеров для спортивно-акробатических танцев, пантомимы и балетно-пародийных сцен. А поскольку спектаклю полагалось быть ещё и драматически осмысленным, впервые в истории общее руководство постановкой поручили не балетмейстеру, а режиссёру. Балет Шостаковича был изрядно потрепан критикой, его обвинили в «приспособленчестве и вульгаризаторстве», он выдержал в тот год всего 18 представлений. «Золотой век» вернулся на советские сцены 52 года спустя, либретто и партитуру к тому времени откорректировали.

В этот день в 1965-м году в тронном зале Букингемском дворце чествовали музыкантов группы «Битлз». Высший свет был шокирован: представители музыкальной поп-индустрии впервые получали орден Британской империи пятой степени с присвоением титулов баронетов. До этого награды удостаивались лишь политики и военные. Ринго Старр, Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон награждались «за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру». Вспоминая свою первую встречу с королевой, Маккартни отметил: «Милая женщина. Очень дружелюбная. С крепким рукопожатием и мне это понравилось». Через четыре года Джон Леннон свой орден вернул. Он протестовал тогда против вмешательства Великобритании во внутренние дела Нигерии, и вообще протестовал. Пол Маккартни вновь оказался в Букингемском дворце в 1977 году. При посвящении музыканта в рыцари Ее величество коснулась сверкающим мечом заслуженного плеча, и бас-гитарист стал сэром Полом.
26 октября 1842 года в семье предводителя череповецкого дворянства Верещагина родился сын Василий. Отец прочил ему военную карьеру и отдал в морской кадетский корпус. Получив звание гардемарина и имея блестящие перспективы, Василий решил службу оставить и поступил в петербургскую Академию художеств… Так начиналась биография русского живописца и литератора, одного из самых известных художников-баталистов. Василий Верещагин, храня авторскую независимость, никогда не писал по заказу. Его работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений. Его картины, кровавые и пестрые, производили на зрителя порой чудовищное впечатление, ошарашивали и заставляли задуматься. Одни критики называли его гением, другие — шарлатаном. Тонкий ценитель изящных искусств император Александр Третий писал: «Либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек». Художник погиб в русско-японскую войну: в апреле 1904 года он находился на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на мине в порту Порт-Артура.
Последние события
Встретить в Кремле «Баядерку»
«Баядерка» в постановке Андриса Лиепы идёт на сцене Кремля. Музыку Людвига Минкуса исполняет в спектакле постоянный партнёр театра «Кремлёвский балет» — Симфонический оркестр радио «Орфей».
Впервые на русском
Поздний роман Мэри Шелли «Фолкнер» впервые вышел на русском языке. Английская писательница в письмах и дневниках называла это произведение «пиком своей карьеры».
«Мессия», «Виртуозы», «Мастера»…
Оркестр «Виртуозы Москвы», Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей» приглашают слушателей в Дом музыки 11 ноября на концерт «Воскресение Генделя».


