Адвокат дьявола
Дата публикации: 8 ноября 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди огромного числа композиторов Голливуда имя Джеймса Ньютона Ховарда выделяется особо. Это один из наиболее близких мне авторов. Его композиторский универсализм — это особая тема. Как назвал его один из американских критиков Эрик Хайне — «музыкальный хамелеон». В самом лучшем смысле этого слова — человек, умеющий превращаться в любые противоположности себя самого. Это редкий композиторский дар, позволяющий гармонично и естественно автору чувствовать себя в любой жанровой среде. Я думаю, что, скорее всего, жанр — это один из самых главных показателей компетентности композитора в кино.
Появление в музыке огромного количества жанров и стилей сделало невозможным в новое время использование одного композитора как универсального создателя всей музыки. Кассовый кинематограф предъявил свои требования. Он дал запрос на наличие в кино самой разной музыки — начиная от симфонической и заканчивая рок-музыкой, этникой. И понятно, что композитору невозможно по своей природе быть настолько разносторонним и универсальным, чтобы в равной степени владеть всеми жанрами, имеющими место в кино.

Джеймс Ньютон Ховард — один из очень немногих композиторов, которые естественны и гармоничны во всей своей многожанровости. Он также один из немногих, кто имеет своё творческое лицо, свой тематизм, характерное звучание, почерк, что довольно редкое явление в американском кинематографе.
Как правило, композиторы академических жанров никогда не пишут для кино рок-музыку, песни, например, или этнику. Для этого приглашают других людей, которые естественным образом живут в своей среде, живут в своих жанрах. И так называемая полистилистика — это плод коллективной работы в кино
Есть люди, отвечающие за создание оригинальной закадровой музыки, есть аранжировщики, есть оркестровщики, есть специалисты, отвечающие за электронную музыкальную составляющую — и современный композитор в голливудском кино в известной степени образ собирательный в прямом смысле, что приводит к стиранию индивидуального авторского почерка и особенностей музыкального языка. Но не в случае с Ховардом.
Одна из самых характерных черт его творческого процесса — это гармоничное сочетание средств академической музыки и рока, которые как бы равнозначны и звучат, с моей точки зрения, превосходно в своём сочетании. И вторая черта — это невероятная образность, драматургичность его музыки, которая универсально работает как часы с изображением. И картина «Адвокат дьявола» 1997-го года и сегодня звучит очень современно, без оговорок на время создания.
Тейлор Хэкфорд. Фильм «Адвокат дьявола». 1997 год. Композитор Джеймс Ньютон Ховард
Последние события
Курский драмтеатр обновят
Капитальный ремонт Курского драмтеатра имени Пушкина проведут в 2027–2028 годах при поддержке из федерального бюджета, сообщил в своём телеграм-канале губернатор региона Александр Хинштейн.
Президенты России и Казахстана в Большом театре
Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев посетили Большой театр, где посмотрели концерт мастеров искусств Казахстана, приуроченный к дням культуры двух стран.
Объявлена дата начала выдачи новых «Пушкинских карт»
Получить новую «Пушкинскую карту» можно будет с 12 января, сообщила глава Минкультуры Ольга Любимова, напомнив, что переоформить карту нужно до 28 декабря из-за смены банка-оператора программы.


