Сочинитель. Начало

Дата публикации: 5 ноября 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сочинять Бетховен пытался с первых музыкальных занятий. Но отец, мечтавший сделать из него вундеркинда-виртуоза, эти попытки пресекал. Он заставлял Людвига играть только по нотам и наказывал за импровизации, которые называл «бренчанием» и «пиликаньем». Первым, кто разглядел в мальчике будущего гениального композитора, был его учитель Кристиан Готлоб Неефе. Он добавил к урокам игры на клавире занятия по генерал-басу (сегодня это теория музыки и гармония) и по композиции.
Первое дошедшее до нас сочинение Бетховена — «Девять вариаций на марш господина Дресслера» — Неефе опубликовал за свои деньги. Затем он издал, по его словам, «превосходное сочинение юного одиннадцатилетнего гения» — три клавирные сонаты, посвященные боннскому курфюрсту. К тому времени Бетховену уже исполнилось тринадцать, но Неефе, чтобы впечатлить публику, представил автора совсем юным, убавив ему пару лет. Специалисты отмечают, что музыка сонат — яркая и свежая, хотя местами и угловатая.
Следующим этапным сочинением юного композитора стали фортепианные квартеты, которые по заданию Неефе он написал на основе моцартовских скрипичных сонат. Эти квартеты Бетховен считал учебной работой и никому не показывал. А когда ноты обнаружили после его смерти, то выяснилось: некоторые темы вошли в бетховенские клавирные сонаты, сочиненные в первые венские годы.
Сочинитель. Начало
Когда Бетховену было 16 лет, скончалась его мать, отец большую часть времени уделял вину, а не детям, — и юноше пришлось много работать, чтобы обеспечить себя и младших братьев. Но и в эти годы сочинение не прерывается: Бетховен пишет песни на стихи Гёте, концертные арии, танцевальные оркестровые пьесы, камерные произведения.
После смерти императора Иосифа II Боннское «Общество любителей чтения» заказывает Бетховену кантату в память о монархе, но отвергает готовое произведение как «неподходящее для исполнения». Как считают историки, заказчиков испугали масштаб и сложность кантаты, которая выходила за рамки так называемой «поминальной музыки». Хотя сочинение не было исполнено, оно наделало много шуму, и вскоре Бетховену снова заказывают кантату — теперь уже хвалебную, по случаю коронации нового императора Леопольда II. Увы, и это произведение не пришлось тогда ко двору.
Понимая, что в провинциальном Бонне его талант погибнет, Бетховен уговаривает Гайдна взять его в ученики и приезжает в Вену, чтобы брать уроки у знаменитого маэстро. После года занятий Гайдн отсылает боннскому курфюрсту в качестве отчета бетховенские произведения: Октет для духовых, вариации, квинтет, фугу и концерт для гобоя оркестром. Почти все они утеряны, однако сохранился отзыв Гайдна: «И знатоки, и любители должны признать по ним, что со временем Бетховен займёт место одного из крупнейших композиторов Европы, а я буду гордиться правом именовать себя его учителем».
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

«Мессия», «Виртуозы», «Мастера»…

Оркестр «Виртуозы Москвы», Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей» приглашают слушателей в Дом музыки 11 ноября на концерт «Воскресение Генделя».

Новые имена

Объявлены победители III Международного конкурса хоровых дирижёров имени Успенского, который завершился в Санкт-Петербурге. Обладательницей Гран-при стала хормейстер Люсине Григорян.

Победители фестиваля «Кино и музыка»

Главный приз фестиваля «Кино и музыка», который завершился в Туле, получил «Пророк». Музыку к фильму, в котором Юра Борисов сыграл Александра Сергеевича Пушкина, написал композитор Райан Оттер.

Поиск по сайту