Памятник Петру Ильичу Чайковскому

Дата публикации: 15 ноября 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этот день в 1954 году в Москве на Большой Никитской улице открывали монумент, который вскоре не только полюбится горожанам, но и станет одним из изобразительных символов столицы. Памятник Петру Ильичу Чайковскому было решено поставить возле здания Московской консерватории. В 1945 году персональный заказ на разработку проекта получила Вера Мухина. По исходному замыслу прославленного скульптора композитор должен был дирижировать целым оркестром. Однако, небольшой московский дворик оказался тесноват для монументальных творческих планов. Бронзового Петра Ильича изобразили вдохновенно сидящим перед пюпитром с партитурой. Первый вариант правительственная комиссия отвергла, с критикой художественного образа выступили влиятельные советские композиторы во главе с Тихоном Хренниковым. И даже после доработок и исправлений установку памятника все откладывали. Вера Мухина умерла за год до торжественного открытия. Чайковского у консерватории заканчивали ее ученицы.
Памятник Петру Ильичу Чайковскому
15 ноября 1774 года донской казак Емельян Пугачев в железной клетке был доставлен в Москву. Лидера бунтовщиков, выдававшего себя за царя Петра Третьего, поместили в подвале Монетного двора. На предварительных допросах «с пристрастим», которые велись в Яицком городке и Симбирске, добиться от Пугачева нужных показаний и полного раскаяния не удалось. Основное дознание началось в Москве. Императрица Екатерина Вторая живо интересовалась состоянием подследственного, рассчитывая отправить его на казнь в добром здравии. Суд приговорил Пугачёва «четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Творцы не могли остаться равнодушными к судьбе «освободителя» и «смутьяна». На описанное событие композитор Родион Щедрин откликнулся хоровой поэмой «Казнь Пугачева», лауреат Сталинской премии Мариан Коваль посвятил народному герою оперу и ораторию, а челябинский ансамбль «Ариэль» реализовал тему в характерном жанре рок-оперы.
15 ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актеров, принадлежавших помещику Николаю Демидову, родился Павел Мочалов. Ему предстояло составить гордость Малого театра и стать легендой еще при жизни. После ясной логики классицизма, который царил на русской сцене начала 19 века, «неистовый Мочалов» казался загадкой, которую так никому и не удалось разгадать. С первых шагов на большой сцене актер перестал заботиться о соблюдении эстетического канона и полностью отдался свободе выражения чувств. Его современник и критик Виссарион Белинский так отзывался о человеке, которого он неоднократно видел на сцене: «По огромности таланта Мочалов был необыкновенным феноменом; но этот талант был чисто природный, нисколько не развитый ни наукою, ни искусством, всегда зависящий от вдохновения». Век Мочалова-человека был недолог, он прожил 48 лет. Мочалов-творец сыграл более 250 ролей и заслужил звание одного из величайших актеров эпохи романтизма.

Последние события

«Открытие и Откровение» — третий

Продолжается концертная серия к 100-летию со дня рождения Бориса Чайковского. Ближайшая программа — «Открытие и Откровение» — состоится 20 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории.

БСО открывает 95-й сезон

Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Арсентия Ткаченко открывает 17 сентября 95-й сезон. В Московской консерватории вместе с коллективом выступит пианист Филипп Руденко.

Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой

Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.

Поиск по сайту