Майя Плисецкая
Дата публикации: 20 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Она появилась на свет в Москве, детские годы провела на Шпицбергене, здесь же воплотила свой первый сценический образ и в опере Александра Даргомыжского «Русалка» с выражением произнесла: «А что такое деньги, я не знаю». У нее было одиннадцать дядюшек и тётушек, непосредственно связанных с балетом и театром. Она стала безоговорочной примой Большого театра, символом эпохи и эталоном для миллионов современников. На ее премьерном выходе в «Дон Кихоте» присутствовал 13-летний Рудольф Нуриев. Позже он ей признавался: «Я не плакал, я рыдал. Я рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене». «Умирающего лебедя» в постановке Михаила Фокина она впервые станцевала в 14 лет. Этот номер стал ее олицетворением. До последних дней своей почти девяностолетней жизни она продолжала выходить на сцену. 20 ноября 1925 года родилась великая балерина Майя Плисецкая.
Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф родилась в Швеции 20 ноября 1858 года. С трех лет девочка была парализована и прикована к постели. Бабушка и тетя, знавшие множество народных легенд и преданий, как могли старались разукрасить ее серые будни. В 9 лет случилось чудо: в стокгольмской клинике Сельму вновь научили ходить. Эмоции того времени она записала в автобиографической новелле «Сказка сказок». В колледже несколько ее сонетов были опубликованы в журнале местных феминисток, но, когда поэзию публика не приняла, Лагерлеф всецело посвятила себя прозе. Ее волшебную историю «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» начали печатать в 1906 году. Через три года Сельма Лагерлеф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. Академики мотивировали награждение следующим образом: «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». Портрет писательницы украсил банкноту в 20 шведских крон образца 1991 года. На ее обратной стороне изображен Нильс, пролетающий над равнинами Швеции на спине гуся.
20 ноября 1805 года публике была представлена первая опера Людвига ван Бетховена. Венский театр на премьере «Леоноры» был полупустым, большую часть публики составляли французские офицеры, которым Наполеон, занявший недавно австрийскую столицу, отдал приказ вести себя в городе корректно. Корректно — не значит восторженно, и постановка провалилась. Объяснения нашлись веские: и состав солистов был слабым, и музыканты оркестра роптали против сложной партитуры. Полгода заняло у автора препирательство с представителями театра и некоторые сокращения. И вновь оперу ожидал провал. Бетховен с негодованием забрал партитуру, работал над ней до 1814 года и даже поменял название. В итоге успеху оперы «Фиделио» предшествовали 11 лет напряженного творчества, 4 разных увертюры и 18 вариантов арии главной героини. Композитор признавался биографу Антону Шиндлеру: «Из всех моих детищ это произведение стоило мне при его рождении наибольших мук, позже доставило наибольшие огорчения и поэтому оно мне дороже всех других». И тем не менее после «Фиделио» Бетховен опер больше не писал.
Последние события
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.
Музей Собора Парижской Богоматери
У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.