Гаэтано Доницетти
Дата публикации: 29 ноября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 ноября 1797 года в Бергамо на свет появился Гаэтано Доницетти, итальянский композитор, дирижер и педагог, кумир поклонников бельканто, обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности. Он создал 74 оперы, не считая кантат, симфоний, ораторий и псалмов. Исследователь его жизни Джулиано Донати-Петтени, писал: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль, позволяет сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев». Сам композитор писал своему другу, либреттисту Джакомо Саккеро: «Знаешь ли мой девиз? Быстро! Быть может, это и недостойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро». Возможно, именно это неуемная потребность сочинять в конце концов привела к духовному истощению. Психическое расстройство оторвало Доницетти от музыки и послужило причиной его смерти.
Вечером такого же ноябрьского дня в 1971 году в Московском театре на Таганке играли премьеру. Юрий Любимов показывал столице и миру Гамлета в исполнении Владимира Высоцкого. Публика входила в зрительный зал, разговаривала, шуршала программками, а в глубине пустой сцены уже сидел новый, небывалый Принц Датский: в свитере, с открытой шеей, спокойно и безучастно поглаживал гриф гитары. Гамлет Высоцкого был «простой и скорбный». По свидетельствам очевидцев, «…будто из дерева вырубленное, суровое лицо Гамлета… лишь в крайних случаях позволяло себе расточительное мотовство мимики. Не до того. Он вглядывался, вслушивался, вникал — и думал…» Отдельную роль в постановке Юрия Любимова играл занавес: он двигался вдоль и поперек, был метафорой Судьбы, в его складках прятались злодеи, в нужные моменты он очищал сцену. Рассказывают, будто дефицитную шерсть для занавеса и для актерских свитеров распорядился доставить лично советский премьер Косыгин. Таганка, «Гамлет», Высоцкий — они были вместе почти девять лет и остались в истории неразделимы. После смерти Высоцкого «Гамлета» на Таганке не играли.
Он появился на свет в Штутгарте в семье секретаря министерства иностранных дел. В детстве он много читал, потом изучал теологию, а после окончания университета устроился работать репетитором к немецкому министру обороны. Свои первые сказки он придумал для его детей. Под первыми романами он не ставил своего имени: бывает полезно остаться инкогнито, когда пишешь пародию на коллег-литераторов. Он искренне считал, что «даром дается только смерть». Судьба подарила ему огромный талант, но отмерила всего 25 лет жизни. Для российских читателей его волшебные истории переводил и обрабатывал Виссарион Белинский. Карлик-нос, Маленький Мук и Калиф-аист по сей день питают детское воображение: волшебные истории приводят в трепет и вызывают восторг. 29 ноября 1802 года родился немецкий сказочник Вильгельм Гауф.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.