Меценаты

Дата публикации: 15 декабря 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Несмотря на гордый и независимый характер, Бетховен большую часть жизни принимал помощь богатых меценатов. Эти люди осознавали масштаб его гения и поддерживали его материально.
Были те, кто регулярно выплачивал Бетховену определённые суммы просто за то, чтобы он мог заниматься творчеством. В Бонне это был граф Вальдштейн, в Вене — князь Карл Лихновский. Он снабжал композитора деньгами на протяжении многих лет — вплоть до их разрыва.
Когда Жером Бонапарт, младший брат Наполеона, стал королем нового государства Вестфалии, он сразу же предложил Бетховену место придворного капельмейстера. Однако три венских мецената — эрцгерцог Рудольф, князья Франц Лобковиц и Фердинанд Кинский — решили удержать композитора в Австрии. Они пообещали пожизненно его содержать, выплачивая ежегодно 4000 флоринов. Обязательства были закреплены договором и распространялись на наследников меценатов.
Меценаты
Сумма, обещанная Бетховену, намного превышала годовой доход многих известных музыкантов. Так, пенсия Гайдна у князей Эстерхази составляла 2500 флоринов; жалованье Антона Враницкого у того же Лобковица — 1200.
Но на деле свою долю исправно выплачивал только эрцгерцог Рудольф. Первый платёж от Кинского поступил лишь в 1810 году, а через два года князь погиб. Бетховен годами добивался выплат от его наследников. Лобковиц часто задерживал взносы, а то и вовсе забывал о них. Между тем, в 1811 году произошла резкая девальвация австрийской валюты, и реальный вес субсидии уменьшился в пять раз.
Вторую группу бетховенских благодетелей составляли меценаты, которые заказывали ему музыку и щедро ее оплачивали. Среди них — венгерский князь Николай Эстерхази. Гонорар композитора за мессу до мажор составил не менее 1000 флоринов. Позднее Эстерхази профинансировал исполнение произведения в венском бенефисе Бетховена.
4-я симфония композитора появилась на свет благодаря графу Францу Опперсдорфу, который заплатил Бетховену вперед 500 флоринов. Получив готовую симфонию, граф тут же заказал следующую.
В числе тех, кто оплачивал композиторскую работу Бетховена, было немало русских дворян. В разные годы струнные квартеты ему заказывали граф Андрей Разумовский и князь Николай Голицын.
Одной из форм финансовой поддержки композиторов в те времена были посвящения произведений состоятельным людям. Они всегда печатались на титульных листах, делались с согласия меценатов и щедро вознаграждались. Так, помимо постоянной субсидии Бетховену, эрцгерцог Рудольф оплатил посвящения ему двух фортепианных концертов, нескольких сонат, трио и «Торжественной мессы».
Однажды Бетховен нарушил традицию и посвятил свои 5-ю и 6-ю симфонии сразу двум меценатам: графу Разумовскому и князю Лобковицу. Вряд ли композитора можно заподозрить в меркантильности. Логичнее будет предположить, что Разумовский и Лобковиц договорились между собой о совместной выплате Бетховену за обе симфонии двойного гонорара.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.