Дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину
Дата публикации: 21 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 декабря 1925 года в Москве в здании Большого театра публике был впервые показан фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Эта картина сопровождала торжества по поводу двадцатилетия первой русской революции 1905-го года. Фильм был немым и черно-белым. По сюжету восставшие матросы поднимают над кораблем красный флаг. На съемках Эйзенштейн использовал белое полотнище, а на копии, предназначенной для демонстрации в Большом театре, 108 кадров с развивающимся знаменем были раскрашены вручную. За последующие годы картина не раз подвергалась редактуре: удалялись кадры, изменялись титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены ленинской цитатой. На первых сеансах «Броненосец Потемкин» сопровождала музыка Бетховена. Для европейского проката в 1926 году музыку написал австрийский композитор Эдмунд Майзель. В его партитуре, авторизованной самим Эйзенштейном, были использованы мелодии песен «Дубинушка» и «Вы жертвою пали». Немой «Броненосец Потемкин» был озвучен в 1930 году. Через 20 лет фильм отреставрировали, а еще спустя четверть века появилось новое издание, в котором звучала музыка Дмитрия Шостаковича.
В феврале 1885 года Петр Ильич Чайковский писал Надежде фон Мекк: «Мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры». Но реализовал ее композитор всего за два года до смерти, сняв запущенный барский дом на берегу реки Сестры. С того момента день Чайковского обрел постоянный распорядок. Он вставал между семью и восемью часами. С половины десятого до часу дня работал, после обеда следовала неизменная двухчасовая прогулка, во время которой композитор старался сочинять. Просмотр газет и беседы с гостями предваряли вечернюю двухчасовую работу. День заканчивала партия в винт и разбор корреспонденции. Биографы отмечают, что в Клинский период Чайковский испытал небывалый творческий подъем. После смерти Петра Ильича его брат Модест приложил все усилия к тому, чтобы выкупить особняк и по возможности сохранить в нем все, как было при жизни великого композитора. 21 декабря 1894 года считается днем основания Дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину.
Этот монах-францисканец был приверженцем литературного гуманизма, что не мешало ему сочинять философские сонеты, пьесы и сатирические поэмы, направленные против церкви, высмеивать педантизм и суеверие. Историки допускают, что этот итальянец был знаком с Уильямом Шекспиром и входил в окружение английского драматурга. Он нисколько не сомневался в том, что Вселенная бесконечна и наш мир — не единственный, что Солнце вращается вокруг своей оси, а не вокруг Земли. Говоря о бессмертии души, этот философ наделял ей все живые существа. Он был среди немногих мыслящих людей Средневековья, кто не поступился своими убеждениями и до конца шел против святой инквизиции. Он был арестован по доносу о ереси и шесть лет провел в римской тюрьме, где его принуждали опровергнуть свои крамольные теории. 21 декабря 1599 года на заседании инквизиционного трибунала Джордано Бруно окончательно отказался отречься от своих убеждений и был признан священниками «нераскаявшимся еретиком». Все его сочинения были внесены в католический реестр запрещенных книг. К сожжению на костре Джордано Бруно приговорили уже светские власти.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.