Эдгар Варез
Дата публикации: 22 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Его называют одним из пионеров электронной музыки. Своей работой он доказал: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не меньше, чем мелодия и гармония. 22 декабря 1883 года в Париже родился композитор и дирижер Эдгар Варез. Отец видел сына инженером, продолжателем семейных традиций. Но препятствовать увлечению музыкой не стал, особенно после того, как одаренный юноша получил место перкуссиониста в оркестре Туринской оперы. Варез был знаком с Роменом Ролланом, ему составлял протекцию Рихард Штраус, Клода Дебюсси начинающий композитор называл «одним из величайших новаторов всех времен». Творческая зрелость Клода Вареза пришлась на американский период его жизни: он переехал в Нью-Йорк во время Первой мировой войны. Его первым состоятельным произведением обычно называют концерт для большого симфонического оркестра с расширенной группой ударных инструментов и пожарной сирены. Критики, не готовые оценить музыкальные новации, не щадили авангардного сочинителя. А он страдал от того, что не может реализовать свои идеи из-за элементарного несовершенства электроники. Лишь к концу жизни мировой технологический прорыв позволил Эдгару Варезу адекватно озвучить свои произведения. К тому времени созрело и общественное мнение: из музыканта-маргинала он превратился в гуру «новой музыки».
22 декабря 1907 года в Мариинском театре впервые был исполнен балетный номер «Лебедь». Михаил Фокин придумал его для Анны Павловой. Хореограф, предложивший танцовщице использовать фрагмент зоологической фантазии Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», так вспоминал первую репетицию: «… я, оглядев ее тоненькую, хрупкую фигурку, подумал: «Она создана для Лебедя… Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Эта была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня… Этот танец стал символом нового русского балета. Это было сочетание совершенной техники с выразительностью». Благодаря таланту Анны Павловой и Михаила Фокина на русскую балетную сцену пришел хореографический монолог.
В этот день в 1922 году из бельгийского Льежа в столицу Франции приехал начинающий журналист Жорж Сименон. Он только что отбыл на родине воинскую повинность и надеялся устроить свою жизнь в Париже. В первый день работы ему пришлось грузить пакеты и свертки с рождественскими подарками, а потом надписывать конверты и развозить срочные сообщения по редакциям газет. Репортерская работа началась позже. Сименон вел богемную жизнь, а когда позволял полученный гонорар, он на собственном паруснике отправлялся в путешествие. В 1929 году Жорж задержался в голландском порту Дэлфзейл и решил здесь перезимовать, согреваясь литературным трудом. Так на свет появился первый роман с участием комиссара Мегрэ. Книга была написана за шесть дней, называлась «Петерс Латыш» и сегодня относится к разряду малоизвестных. До конца шестидесятых великий детектив появлялся на страницах произведений бельгийского писателя 103 раза — в 75 романах и 28 рассказах. А всего Жоржу Сименону принадлежит 425 литературных произведений, опубликованных под 16-ю разными псевдонимами.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.