Метод работы
Дата публикации: 23 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сочинению музыки Бетховен отдавал все силы и время, старался постоянно сохранять работоспособность и самодисциплину. Даже в свою последнюю осень, находясь не в лучшей физической форме, композитор писал музыку целыми днями. Он вставал в половине шестого утра и после лёгкого завтрака садился за ноты. Работал он и после обеда, и после ужина, до десяти вечера.
В отличие от Моцарта, который обычно писал сразу набело и почти не использовал черновики, Бетховен сочинял долго и кропотливо. Современники не могли понять, почему блестящий импровизатор, рождающий музыку прямо в процессе исполнения, не может так же легко перенести ее на бумагу.
Однако бетховенский процесс сочинения в корне отличался от импровизации. Он отмечал: «Если приходит мысль, сейчас же ее записываю. Я встаю даже ночью, если мне что-нибудь приходит в голову. Я живу только в моих нотах и, едва кончив что-либо, тут же начинаю другое». Он писал на нотных листах, на полях разговорных тетрадей, на оборотах обеденных меню, в календарях, на счетах за продукты, даже на подоконниках и стенах. Композитор любил работать на природе, и на прогулке у него всегда были с собой нотная тетрадь и карандаш. А дома он использовал для эскизов большие листы, сшитые в книги, и писал в них чернилами.
Рука Бетховена не всегда поспевала за мыслью, поэтому его эскизы трудно расшифровывать. Он не выставлял ключи, тональные знаки, размеры и тактовые черты, записывал на одной строчке разные голоса, бегло намечал направление движения, не обозначая конкретные ноты. Иногда вычёркивал целые куски, продолжая с того же места, но на другой странице. Такие разрывы он помечал разделённым надвое латинским словом «vi-de», то есть: «смо-три». Подробнее выписывались вокальные партии — поскольку, кроме нот, они включали и текст. Но разобрать слова тоже нелегко: композитор использовал немецкую готическую скоропись, а обычным шрифтом писал только латинские или итальянские тексты.
Прежде чем сочинение обретало законченный вид, автор исписывал кипы нотной бумаги. Вот примеры.
Эскизы знаменитой фортепианной сонаты «Хаммерклавир» насчитывают почти 300 страниц. А в черновиках неоконченной оперы «Олимпиада» можно найти 36 вариантов одной и той же вокальной реплики! Бетховен отмечал: «Я переделываю, отбрасываю, пробую снова до тех пор, пока не бываю удовлетворен, и тогда в моей голове начинается переработка в ширину, в длину, в высоту и глубину». Его произведения постепенно разрастались из начального зерна — сгустка музыкальной мысли. В истории музыки, да и искусства в целом, не найти творца, который так подробно фиксировал свой творческий процесс, все стадии рождения образа.
Бетховен сохранял все свои черновики с 16 лет. Сегодня обнаружено около восьми тысяч листов его набросков и эскизов. Изучая их, специалисты — в том числе и российские текстологи — сделали важные открытия. Так, удалось уточнить датировку многих бетховенских произведений, прояснить их смысл и содержание.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.
Последние события
День виолончели
Международный день виолончели отметят на Международном фестивале камерной музыки «Winterreise-Зимний путь» 29 декабря. В московском Музее военной формы состоится праздничный концерт.
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.