Премьера «Дона Паскуале»

Дата публикации: 3 января 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
3 января 1843 года в Париже в «Театр итальен» состоялась премьера оперы-буфф Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Историки — не математики: они допускают, что написание заняло у композитора от одной до трех недель. В любом случае, это достаточно быстро. И порядковый номер оперы в списке произведений Доницетти «плавает» в пределах от 64-го до 67-го. Но важнее, конечно, такая оценка: «Дон Паскуале» зачастую ценится выше, чем «Любовный напиток», «Дочь полка» и «Лючия де Ламермур». Кипучая энергия и искрящееся остроумие — вот главный источник столь восторженных отзывов. Либретто писал Джовани Руффини, но в последний момент снял свое имя с афиш: настолько активно композитор вмешивался в литературную часть. Блестящий состав исполнителей, на которых Доницетти ориентировал партии, принес премьере небывалый успех: овации, вызовы на бис, бесконечные выходы на поклоны. В тот год на парижской сцене спектакль шел три месяца подряд. В наши дни «Дон Паскуале» входит в список двадцати самых исполняемых итальянских опер.
Премьера «Дона Паскуале»
В небольшом городке в ста двадцати километрах от Рима 3 января 106 года до нашей эры на свет появился Марк Туллий Цицерон, будущий мыслитель и политический деятель. Происхождения он был незнатного, но читал древнегреческих мудрецов и учился у древнеримских политиков и актеров. Ораторский талант привел Цицерона в высшее общество, помог ему занять достойное место в сенате, сделал консулом и одним из главных трибунов своего века. Его язык признан эталоном классической латыни, своим мастерством Цицерон охотно делился с современниками. В трудах «Оратор» и «О построении речи» он давал советы тем, кто хотел бы красиво и внятно излагать свои мысли перед аудиторией. Литературные творения Цицерона уже в античное время заслужили репутацию образцовых с точки зрения стиля. Для нас они ценны еще и тем, что из них человечество черпает сведения о жизни Рима в первом веке до нашей эры. Этот последовательный сторонник республиканского строя лишился жизни по приказу диктатора. Но прежде Цицерон подарил миру немало мудрых мыслей, среди которых и такая: «Счастье следует просить у Бога, мудрость — приобретать самому».
На портрете кисти Поля Делароша, который хранится в Эрмитаже, изображена настоящая аристократка, женщина редкой красоты. Генриетта Зонтаг, графиня Росси, родилась в семье бродячих комедиантов. Случилось это 3 января 1806 года в прусском городе Кобленц, что стоит у слияния рек Рейн и Мозель. Генриетта в 14 лет дебютировала на оперной сцене в Праге, в 19 — покорила Берлин, немного позже — всю Европу и изрядную часть Нового Света. «Божественную Этту» публика носила на руках, бывало, из ее коляски выпрягали лошадей, и примадонну везли восторженные поклонники. Секрет успеха Генриетты Зонтаг точнее других сформулировал поэт и драматург Карл фон Хольтай, отметивший «глубокое внутреннее единение доброты, обаяния, благозвучия голоса, драматического дара и скромного кокетства». В Париже она вышла замуж за сардинского посланника графа Пелегрино Луиджи Росси, но сословные рамки потребовали долгое время держать и брак, и рождение ребенка втайне. Генриетта Зонтаг с неизменными аншлагами выступала в Москве и Санкт-Петербурге. Композитор Александр Алябьев посвятил ей элегию на стихи Антона Дельвига, а Александр Пушкин упоминал певицу в письме к жене. Генриетта Зонтаг умерла в 1855 году от холеры на гастролях в Мексике.

Последние события

«Союзмультфильм» снимет фильмы о супергероях

«Союзмультфильм» собирается выделить от 1 до 1,2 миллиарда рублей на создание фильмов о супергероях из России, которые станут «ответом» на проекты зарубежных компаний.

Новогодний вечер в Большом

Новогодний гала-концерт состоится на Исторической сцене Большого театра 31 декабря. Об этом сообщается в Telegram-канале площадки.

Оркестр Мариинки открыл новогодний фестиваль в Сириусе

Третий Новогодний музыкальный фестиваль открылся на федеральной территории Сириус выступлением симфонического оркестра Мариинского театра под руководством американского дирижёра Кристиана Кнаппа.