Внешность
Дата публикации: 28 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Портреты Бетховена представляют резкий контраст с расхожими представлениями об угрюмом, неряшливом человеке с копной всклокоченных волос.
Да, те, кто встречался с ним в конце жизни, поражались его неухоженности. Да, те, кто видел его в детстве, отмечали, что будущий гений ходил грязнулей, а на замечания огрызался: «когда я прославлюсь, это будет неважно». Время доказало, что он был прав.
Боннские барышни сторонились некрасивого, щуплого паренька с тяжелым характером. Однако с переездом в Вену многое изменилось. Попав в высший свет, Бетховен был обязан выглядеть комильфо. В списке первых трат — расходы на приличную одежду и парикмахера. По воспоминаниям одного из современников, в первые венские годы композитор очень следил за собой, одевался стильно и щеголевато. Есть тому и живописное подтверждение — портрет Бетховена кисти Мэлера. Композитор одет по последней моде: строгий тёмный фрак, серебристый жилет, обтягивающие серые брюки и щегольские сапоги с отворотами. На шее повязан белоснежный платок.

Напомним: именно в это время — летом 1805 года — в разгаре был роман Бетховена с Жозефиной Дейм.
Но прошло всего 4 года, и в его облике случились разительные перемены. Композитор погружался в одиночество. Соседи описывают грузного, небрежно одетого, ворчащего человека. А еще через несколько лет в курортном городке под Веной полицейский принял Бетховена за бродягу и отвел в участок, и только местный капельмейстер помог установить его личность. Композитор шокировал знакомых то несвежим носовым платком, то дырой в пальто. Он стал седеть и почти не заботился о прическе — лишь изредка подстригал отраставшие волосы.
Портреты того времени приукрашивают внешность композитора. Куда больше доверия заслуживают впечатления поэта Людвига Рельштаба. Он встречался с Бетховеном за два года до его смерти. Главное, на что обратил внимание Рельштаб — болезненный, страдальческий вид и нездоровая желтизна лица собеседника. «Над его головой вздымались, как заросли, седые, непричёсанные волосы. Нос был невелик и заострён, рот выражал благожелательность, глаза — маленькие, блекло-серые, однако говорящие без слов. Печаль, страдание, доброта — вот что я прочёл на его лице» — вспоминал Людвиг Рельштаб.
В конце жизни Бетховена мало заботило, как он выглядит и что о нем думают окружающие. Жители поселка, где композитор провел свою последнюю осень, вспоминали, как седой человек со всклокоченными волосами, одетый кое-как, шагал, не разбирая дороги, и что-то громко распевал и выкрикивал. Иногда он застывал на месте, доставал тетрадь и делал записи. Когда один крестьянин узнал, что это брат местного помещика, он изумленно вскрикнул: «Ну ничего себе братец!».
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.