Мифология и музыка

Дата публикации: 30 декабря 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Легенды, связанные с музыкой Бетховена, существуют уже почти два века. Чаще всего они рождались с легкой руки издателей его произведений.
Среди лидеров — не только по популярности, но и по числу домыслов о ее содержании — «Аппассионата». Это название сонате через 10 лет после смерти Бетховена присвоил один издатель из Гамбурга. Он опубликовал сочинение в переложении в 4 руки для исполнения любителями — в одиночку им было не справиться с пианистическими сложностями сонаты. А чтобы увеличить продажи, предприимчивый бизнесмен придумал хлёсткое название, не имеющее отношения к смыслу музыки — «Аппассионата» (в буквальном переводе с итальянского — «страстная»). Между тем, сам Бетховен на вопрос о содержании произведения отвечал: «Прочтите-ка „Бурю“ Шекспира». Эту драму композитор боготворил и неоднократно задумывал ее воплотить. Но шекспировская пьеса так сложна, что напрямую увязать ее сюжет с фортепианной сонатой нереально.
Мифология и музыка
За 14-й сонатой прочно закрепилось название «Лунная». Оно возникло уже после смерти Бетховена и исходило от поэта Людвига Рельштаба. Ни композитор, ни его современники произведение так не называли. Позднее добавилась легенда о слепой девушке, для которой Бетховен решил звуками изобразить красоту лунной ночи. Это чистый вымысел — никакой «слепой девушки» в его окружении никогда не было. В реальности знаменитая соната посвящена Джульетте Гвиччарди, в которую композитор был безнадежно влюблен.
После смерти Бетховена было найдено и издано фортепианное рондо «Ярость по поводу утерянного гроша», сочиненное в ранние венские годы. Считалось, что заголовок пьесы авторский. Но не так давно доказали, что название вписано в автограф другим почерком и Бетховену не принадлежит.
Историческое недоразумение случилось с 6-й, «Пасторальной» симфонией. На премьерной афише она фигурировала под номером 5, а нынешняя 5-я значилась 6-й. Позже композитор нумерацию поменял. Но важнее, что при публикации издатель изменил авторские названия трех частей. Особенно пострадала 5-я часть. Бетховенская версия такова: «Пастушеская песня — Благотворные чувства после бури, связанные с благодарностью Божеству». В публикации же значилось: «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Авторский вариант акцентирует религиозно-философский аспект. Издатель, изъявший упоминание Божества, возвышенную идею максимально приземлил.
Еще одна легенда связана с Алегретто из 8-й симфонии. До конца ХХ века считалось, что в главной теме части цитируется мелодия, которую Бетховен якобы сочинил по заказу Иоганна Мельцеля, изобретателя метронома. Название мелодии — «Та-Та-Та», и она имитирует звуки, который издает метроном. Версия о принадлежности темы Бетховену утвердилась с лёгкой руки Антона Шиндлера. В последние годы жизни композитора этот скрипач и дирижер входил в его окружение и был при нем чем-то вроде секретаря. Шиндлер был не раз уличен в том, что, выступая в качестве бетховенского биографа, многое выдумывал и подтасовывал факты. Сегодня установлено, что тема «Та-Та-Та» — фальсификация самого Шиндлера.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой

Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.

Новый сезон в Капелле

Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.

Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки

Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.

Поиск по сайту