Memento mori

Дата публикации: 2 января 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Бетховен еще в юности пережил утрату близких. Ему не было 17-ти лет, когда у него на руках умерла мать, вскоре скончалась малолетняя сестра, а через несколько дней после его отъезда в Вену ушел из жизни отец.
Впервые мысли о смерти звучат у Бетховена в «Хайлигенштадском завещании». Композитор написал его в 31 год, когда понял, что его глухота неизлечима. В этом документе композитор признается, что в отчаянии задумывался даже о самоубийстве. В последнем абзаце он отмечает: «С радостью спешу я навстречу смерти. Разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий? Явись, когда хочешь, я тебя встречу мужественно». Но сдаваться Бетховен не привык. В тот же период он произносит знаменитую фразу: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся! О как прекрасно жить, тысячу раз жить!».
Memento mori
В моменты плохого самочувствия композитор не раз размышлял об уходе из жизни. Упрекая племянника в неблагодарности, он писал: «О, не терзай меня больше. Смерть и без того не заставит себя долго ждать». В другой раз он сказал одной из знакомых: «Жалок тот, кто не умеет умирать! Я знал это ещё 15-летним мальчиком». Это был намёк на кончину матери. Осенью 1826 года в разговорных тетрадях Бетховена появляется запись: «memento mori» — «помни о смерти».
Но композитор считал, что не имеет права умереть раньше, чем выполнит свое предназначение: «Аполлон и музы пока ещё не отдадут меня Смерти, ибо я в большом долгу перед ними. Мне кажется, будто я едва написал лишь несколько нот».
Известие о смертельном диагнозе Бетховен принял мужественно, он стоически переносил болезненные операции, отказываясь от обезболивающих. До последних дней он верил в благополучный исход — следовал предписаниям врачей, делал всё возможное, чтобы вылечиться.
В год своей смерти Бетховен написал завещание в пользу любимого племянника, которого он опекал в течение многих лет. Композитор успел проститься с друзьями и знакомыми, исповедаться и причаститься. Почти сразу после причастия он впал в кому, длившуюся более двух суток.
Похороны Бетховена превратились в грандиозную демонстрацию скорби и преклонения, организованную с беспрецедентной пышностью. До сих пор так провожали героев и монархов, но музыкантов — никогда, даже великих. Траурная процессия от дома Бетховена до ближайшей церкви продолжалась больше часа — хотя расстояние составляло всего 500 метров. В церемонии приняли участие около 20-ти тысяч человек. Звучала музыка Бетховена — в том числе авторское оркестровое переложение траурного марша из 12-й фортепианной сонаты. В числе тех, кто нес ленты, украшавшие гроб, был Франц Шуберт. На отпевание можно было попасть только по особым приглашениям. У церкви выставили оцепление, чтобы не допустить давки. Последние почести Бетховену отдали члены императорской фамилии, высшие аристократы и чиновники, люди искусства и простые граждане.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

Лето в Капелле

Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.

Франция привезёт в Британию ценную реликвию

Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.

Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников

Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.

Поиск по сайту