Русский архив
Дата публикации: 4 января 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В основу так называемого «русского архива» Бетховена легли письма композитора, обращенные к меценатам из России, и посвященные им сочинения.
Напомним: императору Александру I Бетховен адресовал 3 скрипичные сонаты, его супруге — полонез и переложение 7-й симфонии. По заказу графа Разумовского и князя Голицына написаны струнные квартеты. Николай Голицын и Александр I были в числе тех, кто приобрел по подписке «Торжественную мессу».
Далеко не все послания и ноты, некогда отправленные Бетховеном в Россию, находятся сегодня в нашей стране. Часть исчезла, часть русские владельцы подарили известным зарубежным музыкантам. После распада Советского Союза несколько рукописей Бетховена оказались на территории стран Балтии.

В свою очередь, российские деятели культуры в XIX веке приобретали за рубежом бетховенские манускрипты. Так произошел своего рода обмен рукописями между Россией и Европой.
Сегодня в нашей стране находится около 300 страниц бетховенских автографов. Это письма, эскизы, черновые и чистовые копии собственных произведений, а также переписанное им сочинение Палестрины. Основная часть документов хранится в Российском национальном музее музыки. Рукописи Бетховена есть и в других архивах Москвы и Петербурга.
Не так давно это собрание пополнилось. В Архиве внешней политики нашли письмо Бетховена Александру I с просьбой приобрести экземпляр «Торжественной мессы». Это письмо считалось утерянным. А в библиотеке Московской консерватории обнаружили авторизованную копию увертюры «Освящение дома», которую композитор посвятил князю Голицыну и собственноручно отослал в Россию.
Важнейшая часть «русского архива» Бетховена — его музыкальные эскизы. Помимо исторической ценности, они представляют огромный интерес для специалистов. В них детально зафиксирован творческий процесс композитора.
В Москве и Петербурге хранятся 3 эскизные тетради Бетховена. Московские манускрипты изданы в виде факсимиле с нотной расшифровкой и комментариями. Один из них — это наброски струнных квартетов, сочиненных по заказу Голицына.
Другую тетрадь эскизов можно с полным основанием назвать жемчужиной «русского архива». В середине XIX века ее приобрел почитатель Бетховена Михаил Виельгорский. Автограф содержит 174 страницы — больше половины всего рукописного бетховенского наследия в России. В нем находятся эскизы ключевых сочинений разных жанров: «Героической» симфонии, балета «Творения Прометея», «Крейцеровой» сонаты для скрипки и фортепиано и других.
Выдающийся советский текстолог Натан Фишман, расшифровавший и издавший эту тетрадь, сделал важнейшее открытие. Сопоставив предварительные наброски «Героической» симфонии и балета «Творения Прометея», Фишман выяснил: многие темы симфонии родились из музыки балета, связанной с конкретным содержанием.
Это позволило прояснить ключевой вопрос о герое симфонии. В нем пытались увидеть конкретного человека: то ли Наполеона, то ли кого-то из друзей композитора. Эскизы Бетховена доказывают, что в центре «Героической» симфонии — обобщенный эпический образ, вобравший в себя черты античного титана Прометея.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.