Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта»

Дата публикации: 20 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пресвятая Дева сидит в комнате. Из открытых окон струится свет. Вдалеке — пустынный пейзаж. Она нежно смотрит на Младенца, а кудрявый малыш серьёзно глядит на нас. Мария кормит младенца грудью, а он с аппетитом вкушает молоко, насыщается силой.
«Мадонна кормящая» — одна из самых нежных и таинственных работ Леонардо. В ней много загадок, много символов, оттенков.
В начале 14-го века дамы высшего света ввели моду: не кормить грудью своих детей, это дурной тон. Появились кормилицы. Леонардо презирал это новшество. Ему казалось, что он помнит сладкое, чудное ощущение — его прикладывают к материнской груди.
В три года отец увёз его к себе, и с тех пор Леонардо никогда не видел матери, но всегда рисовал её облик в своих фантазиях. Образ женской красоты — это воспоминание о матери: высокий лоб, грустный взгляд, узкое, вытянутое лицо, медные волосы, лёгкая, загадочная улыбка… Этот образ будет всегда появляться в его картинах. Образ кормящей матери волновал его — нет сильнее близости.
Мария одета в традиционные для Богоматери одежды, но они символичны, а красная туника — красная, потому что цвет — символ крови, жертвы, но и решительности, смелости, Божьей любви, победы добра. Синий плащ напоминает о смирении, бессмертии, целомудрии. На голове Марии серая вуаль с чёрными полосками и золотыми блёстками. Золотистый оттенок говорит о благодати, радости, о Божественном откровении.
В руках у Младенца птичка, весёлая, пёстрая пташка — щегол.
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта»
Леонардо вспоминал сон: «Я почувствовал, как большая птица приближается ко мне. Она погладила перьями мои губы».
Леонардо утром приходил на птичий рынок, покупал птиц и тут же отпускал их на волю. Он много знал о птичьих повадках. Щегол вытащил колючку из тернового венца Христа. Капли крови Иисуса навсегда окрасили пёрышки щегла в ярко-пунцовый цвет. С тех пор щегол — символ жертвенности и верности.
Кто знает, тот понимает тайный язык знаков, и может почувствовать невидимое.
«Всякое искусство непрестанно стремится перейти в состояние чистой музыки», — говорил Леонардо да Винчи.
В 1864 году миланский герцог Антонио Литта предложил Александру Второму купить четыре старинные работы, которые достались ему в наследство. «Мадонна» — одна из них, прибыла в Эрмитаж и стала называться «Мадонна Литта».
Леонардо долго не мог закончить эту работу. Медлил и медлил, играл на арфе, размышлял. Он мечтал нарисовать воздух, аромат тумана, дыхание человека. В дневниках он строго приказывает себе: «Леонардо, ты должен показать! Тебе нужно изобразить! Прикажи себе немедленно!»
«Художник, — объяснял Леонардо — должен быть ровен, как зеркало, чтобы отобразить мир. Искусство требует больших усилий духа».
Герцог Литта, его богатый заказчик, торопил и торопил художника.
«Не тревожьтесь, — успокаивал его Леонардо — Я просто стремлюсь к совершенству».
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта»(открывается в новом окне)
Середина 1490-х годов

Последние события

Евгения Лисицына выступит в Кусково

Евгения Лисицына выступит 19 июля на фестивале «Органные вечера в Кусково». Концерт она посвящает творчеству Иоганна Себастьяна Баха, 340-летие которого отмечается в этом году.

Без возрастных ограничений

Шведскому дирижёру Герберту Блумстедту исполнилось 98 лет. Он является старейшим из действующих дирижёров мирового класса.

Гимн юным талантам

«Он перед нами открывает мир, мир счастья, звуков и свершений новых» — эти строки из гимна Конкурса юных вокалистов Елены Образцовой вновь прозвучали 13 июля в Государственной академической капелле.

Поиск по сайту