«Мистерия-буфф» Владимира Маяковского

Дата публикации: 1 мая 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
1 мая 1921 года в Москве в Первом театре РСФСР состоялась премьера социально-бытовой пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф». Сам автор характеризовал это произведение как «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Сочинял Маяковский по заказу тогдашнего наркома просвещения Анатолия Луначарского. Среди действующих лиц были обозначены: семь пар чистых, семь пар нечистых, черти, святые и Лев Толстой. Первоначально пьесу было велено поставить в Александринском театре, но актеры категорически отказались играть футуристический и богохульный текст. «Мистерия-буфф» обрела сцену лишь во второй редакции под чутким авангардистским надзором Всеволода Мейерхольда. И хотя пьеса не пришлась по нраву ни публике, ни критикам, «Мистерию-буфф» нарекли родоначальницей советской драматургии и признали первым опытом полит-сатиры в новом театре.
«Мистерия-буфф» Владимира Маяковского
1 мая 1851 года в лондонском Гайд-парке открылась первая Всемирная выставка. Инициатива ее проведения принадлежала Королевскому обществу искусств, которое было полно решимости продемонстрировать самые актуальные достижения науки, техники и культуры. Оргкомитет возглавил принц-консорт Альберт, супруг королевы Виктории. Специально для проведения Выставки в Гайд-парке был выстроен так называемый Хрустальный дворец. Гигантское здание из стекла и металла единовременно вмещало до 14-ти тысяч человек. Среди самых удивительных экспонатов были: прототип факс-машины, предсказатель бурь, работающий на пьявках, и знаменитый алмаз Кохинор. Россия представила минералы и металлы, изделия из железа, золота и платины. Истинным украшением русского отдела выставки признали мозаичную шкатулку работы Петергофской гранильной фабрики. Экспозицию посетили около 6 миллионов человек. На вырученные средства Королевское общество искусств приобрело значительную часть коллекции для Южно-Кенсингтонского музея.
1 мая 1786 года венской публике впервые представили оперу-буффа Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». Всего пять месяцев ушло у автора на то, чтобы сочинить легкую и изящную музыку по мотивам комедии Пьера-Огюстена Бомарше. Путь этой пьесы к зрителю был весьма тернист. Людовик 16, запретивший постановку, так охарактеризовал автора: «Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве». Стараясь увернуться от цензуры, Бомарше перенёс действие из Франции в Испанию. Премьера оперы, которой в Бергтеатре дирижировал сам Моцарт, была встречена в Вене прохладно. Несмотря на то, что оркестр аплодировал композитору еще на репетициях, это сочинение Вольфганга Амадея довольно быстро сошло с афиш. До истинного признания, которое принесла опере премьера в Праге, оставалось около полугода. Через 15 лет «Свадьбу Фигаро» услышали в России. Либретто для постановки в Мариинском театре перевел Петр Ильич Чайковский.

Последние события

Спектакль «Le prince André. Князь Андрей Болконский» покажут в Донецке

Спектакль «Le prince André. Князь Андрей Болконский» по мотивам «Войны и мира» покажут 8 и 10 января в музыкально-драматическом театре в Донецке. Композитор и автор либретто — Алексей Рыбников.

Выставка «Мастера симбирского модерна» в музее Щусева

В музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Мастера симбирского модерна», посвящённая работам архитекторов XIX–XX веков в русской провинции, в частности в Симбирске (ныне Ульяновск).

В Тольятти пройдёт заключительный показ оперы «Морозко»

В Большом зале филармонии Академии Святителя Алексия в Тольятти 8 января состоится финальный показ оперы «Морозко». Спектакль создан на основе оперы Михаила Красева по мотивам одноимённой сказки.