Анри Матисс. «Арабская кофейня»
Дата публикации: 11 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит… Слева на горизонте белоснежные облака, справа — причудливые горы». Матисс приплыл в Марокко. Здесь всё пышное, роскошное, буйное. Здесь особенный свет — очень яркий. «Не могу налюбоваться им — сияющим светом, людьми. Краски будоражат», — пишет Матисс. Он работает с упоением и говорит, что Восток напоминает ему музыку Римского-Корсакова, загадочную, чувственную, непостижимую, грациозную.
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
И разливался широко,
Исполнен знамений и силы,
Тот свет, исшедший от Востока…
«У меня обновилось зрение, — говорил Матисс. — Я открыл новый цвет — цвет призрачного вечера».
Марокканское кафе. Здесь в самую сильную жару прохладно, спокойно. Люди отдыхают, пьют кофе и знают: нет ничего важнее, чем неспешность и благостное расположение духа.
В глубине кафе музыкант. Если долго смотреть на картину, можно услышать мелодию.
Рассказывают, что на одной пирушке встретились два человека, которые издавна враждовали друг с другом. Они разгорячились и были готовы драться. И тогда музыкант, увидев их ярость, изменил мелодию и начал исполнять нежную, тихую музыку. И продолжал играть до тех пор, пока пыл людей не остыл и пока они не обнялись.
«Я пытался создать кристально чистую среду для духа. Мне была нужна воздушность, призрачность и лёгкость». И мы видим, как художник превращает обычную бытовую сценку в философский иероглиф, и простая житейская ситуация становится поводом для размышлений о вечности и о судьбе человеческой.
В кафе звучит музыка. Люди слушают. Один с удовольствием курит трубку. Другой рассматривает аквариум. В нём грациозные рыбки, которые напоминают о вечном движении, возвращении и бессмертии. Рядом ваза с цветами — повод подумать о хрупкости жизни. Матисс, когда вернётся в Париж, заведёт у себя в мастерской такой же аквариум с золотыми рыбками. Он мог смотреть на них часами и фантазировать, вспоминать, грезить.
Картину заказал Матиссу Сергей Щукин. Он пишет художнику: «„Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше других, и я смотрю на неё каждый день не меньше часа… И совершенно с вами согласен: живопись должна доставлять измученному человеку спокойствие и отдых».
Мудрец сказал: «Направь дух к её благородным силам, кротости, великодушию, смелости и щедрости».
Последние события
Суриковский фестиваль открылся в Красноярске
Премьера произведения Бориса Карякина «Потерянный витраж» прозвучала 12 января на открытии суриковского фестиваля в Красноярске. Исполнители — саксофонист Никита Зимин и Красноярский камерный оркестр.
В Риме прошёл посвященный Лермонтову бал
Ежегодный «Большой исторический бал» прошёл 11 января в историческом дворце Бранкаччо в Риме. Событие было посвящено Михаилу Лермонтову, 210-летие со дня рождения которого отмечалось недавно.
Праздники продолжает «Щелкунчик»
Симфонический оркестр радио «Орфей» и театр «Кремлёвский балет» продлевают праздники. «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского идёт на сцене Кремля.