Антуан Ватто. «Капризница»

Дата публикации: 31 июля 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Музыка носится в воздухе, она повсюду. Она наполняет мир. И ты просто берёшь её столько, сколько тебе нужно».
Эдвард Элгар любил импровизировать поздними тёмными вечерами. «Я фантазировал на рояле, и волшебные мелодии приходили ко мне». Так появились «Энигма-вариации» — вариации на темы загадок. Одна из них, говорил композитор, похожа на прелестных капризниц Антуана Ватто.
«Капризница(открывается в новом окне)» — одна из последних работ великолепного мастера «галантных празднеств». Художник, один из самых знаменитых и успешных, любил одиночество, тишину. Ему нравились стихи, театр и грёзы. Он собирал коллекцию театральных масок, костюмов и наряжал в них своих друзей. Бодлер говорил, что самое ценное в творчестве Ватто — его капризные, своенравные, но бесконечно элегантные женщины.
Капризница, или красавица, чуть надувшая губки, в чудесном парке. Очаровательная молодая дама смотрит чуть надменно и печально на самоуверенного мужчину в роскошном сиреневом берете. Кажется, приближается вечер. Кажется, актёры отдыхают в перерыве между сценами фривольного спектакля. Они устало улыбаются, и им скучно друг с другом. Они лениво скользят взглядом. Жемчужная шутка Ватто.
Герои художника всегда великолепно нарядны. Роскошны, но незаметны, величественны, но скромны. Недаром Эдмон Ростан написал в предисловии к своей комедии «Романтики»: «Как должны быть одеты актёры? Говорю вам: костюмы Ватто».
И этим всё сказано: величественно, но строго. Герои Ватто, жест Ватто, лица Ватто, улыбки Ватто — особый тип эпохи рококо. Галантность и беззаботность, весёлость, которая легко и быстро переходила в мучительную тоску. Персонажи Ватто разыгрывают милый фарс о сложной и непонятной жизни. Они будто весело идут по цветущему лугу, под которым скрывается пропасть.
Ватто был человеком симпатичным, без утомительных странностей. Но тяжёлая болезнь, чахотка, которая не позволила ему прожить долго, измучила его, и он привык торопиться. Боялся не успеть высказаться, написать. Его томила тоска по несовершившемуся.
Бруно Вальтер однажды дирижировал в Италии «Похищением из сераля» Моцарта и объяснял музыкантам, как играть. Нужно так играть, чтобы музыка звучала весело. Так весело, чтобы всем нам захотелось плакать. Как на картинах Ватто.

Последние события

В Эрмитаж бесплатно

Государственный Эрмитаж установил 8 дней в году для бесплатного посещения своих экспозиций. Все они приходятся на различные праздники.

Музей музыки и ВЭБ.РФ договорились о сотрудничестве

Российский национальный музей музыки и госкорпорция ВЭБ.РФ договорились о развитии совместных проектов и подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших планах — выставка «Как звучат города».

В Северной Осетии пройдет фестиваль «Мариинский — Владикавказ»

Артисты и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступят во Владикавказе на фестивале «Мариинский — Владикавказ».

Поиск по сайту