Тайные знаки оперы. «Кармен»

Дата публикации: 6 января 2010

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Первая программа из нового музыкально-философского цикла авторских передач Михаила Казиника — в музыкальной гостиной Ирины Архиповой он рассказывает о тайных знаках самых известных опер. Открывает цикл рассуждение о самой знаменитой опере в мире — «Кармен» Жоржа Бизе…
Тайные знаки оперы, или за что мы убили творца «Кармен»?
Михаил Казиник: «Я не даю вам окончательного решения, я просто предлагаю вам послушать еще один возможный вариант. Я не собираюсь пересматривать оперу, я хочу просто задать вам и себе один вопрос: „Почему в 1875 году премьера оперы ‚Кармен‘ потерпела оглушительное фиаско?“, что и привело создателя оперы к смерти. Он пережил свою оперу только на три месяца. Жорж Бизе умер, по сути, в возрасте Моцарта, мы об этом часто забываем, а ведь он умер тогда, когда стало ясно — перед нами один из самых величайших оперных композиторов, когда-либо существовавших на планете Земля. И что после „Кармен“ должно было быть еще что-то такое, от чего даже те, кто не любит оперу, полюбили бы ее. Потому что без „Кармен“ оперное искусство просто немыслимо…»
Так в чем же дело? Почему в день премьеры случился столь ужасный резонанс? Почему были написаны такие страшные рецензии? Почему после смерти Бизе его друг композитор Камиль Сен-Санс — главный рецензент Франции, слово которого было законом, — вдруг пишет: «Они погубили Бизе…»? Почему сам Сен-Санс не написал о том, что «Кармен» это великая опера? Почему ни один из композиторов не выступил против этой наглой развязной газетной кампании? И почему спустя время все стало в порядке?..

Последние события

В Сочи прозвучал «Реквием» Моцарта

«Реквием» Моцарта прозвучал 13 мая в Зимнем театре Сочи в рамках фестиваля музыки «Квартет Рахманинова приглашает».

Весенний «Щелкунчик»

Свидание с «Щелкунчиком» — заветная мечта многих поколений зрителей. Встречу с шедевром Чайковского дарят публике в мае Симфонический оркестр радио «Орфей» и театр «Кремлёвский балет».

Новые залы могут появиться в двух столицах

В Москве может появиться новая площадка Большого театра, а в Санкт-Петербурге — Концертный зал имени Чайковского. Об этом заявил руководитель Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев.

Поиск по сайту