Эффект Эдварда Грига
Дата публикации: 14 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он часто подходил маленьким к роялю и все пытался нажимать клавиши, искать какие-то комбинации… В 11 лет он перестал расти, но к тому времени уже был композитором… Расти он продолжил — в своей могучей музыке…
Михаил Казиник: «Безумно интересно читать дневники норвежца Эдварда Грига. Для меня есть один очень важный момент, который еще раз подтверждает ту банальную истину, что большая часть феноменальных идей рождается в детстве. Ведь мы рождаемся гениальными. И если нам удается поймать в детстве очень важную идею, идею одержимости, идею какого-то невероятия, то развиваясь, эта идея способна достигать вселенских сфер…»
Эдвард Григ… Будучи еще совсем крохотным, он быстро усвоил, что две лежащие рядом ноты звучат очень плохо — каркающее и некрасиво. Он заметил, что если взять через одну ноту, то будет очень хорошо (то, что мы называем терцией). Однажды он решил попробовать нажать третью ноту, взять ее еще дальше, туда — через одну. Спустя время, он добавил четвертую клавишу — и это было совсем безумием! Непонятно каким образом, но пришел день, и он взял пятую ноту через одну. «И тогда я стал композитором…», — пишет Григ.
Михаил Казиник: «Григ увидел все цвета, все краски и почувствовал гигантское дыхание — воздух!..»
До крайности восприимчивый и чуткий к музыке маленький Григ не раз слышал в детстве знаменитый мотив норвежской народной музыки. Пастухи, народные музыканты — все его играли. Этот мотив — как национальный узор Норвегии, из него можно соткать гигантское норвежское платье. Григ его слышал, он сам пытался его повторить, он искал его и… рос с ним. Но рос, к сожалению, только ментально, ибо физически Эдвард Григ перестал расти в самом юном возрасте, так и оставшись гномом ростом с 11-летнего мальчика. И где? Подумать только, в Норвегии — среди великанов и исполинов, могучих викингов и грандиозных фьордов. Всю жизнь его, конечно, мучил этот комплекс неполноценности, который он в высшей степени превозмог в своей могучей музыке. Что же случилось с незатейливым норвежским народным мотивом? У Грига он скрыто или явно существует по всем его партитурам, разрастаясь и расцветая от сочинения к сочинению. Все творчество Грига — это процесс непрерывного роста, неумолимого и одержимого; это постоянные мотивы роста и перманентный рост одного маленького мотива…
Последние события
Артисты Приморской сцены отправляются на гастроли
Коллектив Приморской сцены Мариинского театра посетит Красноярск и Минск. Гастроли на сцене Красноярского театра оперы и балета стартуют 28 мая, а в Белоруссии выступления пройдут 4 и 5 июня.
Спектакли и концерты для детей покажут на фестивале «Небо»
Московский детский фестиваль искусств «Небо» пройдёт 31 мая и 1 июня в столичном парке «Музеон». Смотр объединит творческие коллективы из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов.
Бурятский театр оперы и балета готовится к гастролям
Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Гомбожапа Цыдынжапова впервые приедет в Красноярск с гастролями. Выступления пройдут в июне.