Дирижер Вячеслав Сук

Дата публикации: 23 сентября 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
История русского оперного театра второй половины 19-го века знает двух знаменитых дирижеров — чехов по национальности. Музыкальную часть Мариинского театра в Санкт-Петербурге несколько десятилетий возглавлял Эдуард Направник, а главным дирижером Большого театра в Москве был его младший соотечественник Вячеслав Сук.
Рисунок музыканта и художника Аркадия Мазаева из фондов Музея музыки запечатлел Вячеслава Ивановича Сука во время его последнего концерта. Седовласый дирижер во фраке сидит на стуле, перед ним на пюпитре раскрыта партитура, в правой руке дирижерская палочка, левая указующим жестом протянута вперед. Художник подписал свой рисунок: «26 ноября 1932 года. 5-я и 6-я симфонии Чайковского. Аркадий Мазаев».
Скрипач Вячеслав Сук приехал в Россию в 1879 году. Вначале он играл в Киевской частной опере, затем перешел в оркестр Большого театра. В середине 80-х годов Сук был приглашен дирижером в Харьковскую оперу, где его услышал Чайковский. Композитор писал: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому таланту», он же дал Суку прекрасную рекомендацию. Однако дирижером Большого театра Сук стал лишь в 1906 году (на этом посту он сменил Рахманинова), и занимал эту должность до конца жизни.
Репертуар Вячеслава Сука насчитывал около пятидесяти опер. Явные предпочтения дирижера — русские оперы, в первую очередь Чайковского и Римского-Корсакова. Под его управлением шли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и другие шедевры. Но он прекрасно исполнял современные зарубежные оперы (например, «Саломею» Рихарда Штрауса), и произведения советских композиторов: Гедике, Крюкова, Крейна. В работе Вячеслав Иванович был требователен — в первую очередь к себе. Он не становился за пульт, пока не знал досконально не только партитуру в целом, но и каждую партию.
Своей главной задачей музыкант считал точную передачу авторского замысла. Он говорил, что «дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора, а не злостным критиком, который мнит себя знающим больше самого автора».
Вячеслав Иванович был душой Большого театра. Человек требовательный, но отзывчивый, жизнерадостный и дружелюбный, он пользовался любовью и уважением коллег.
В последние годы жизни Сук выступал и на концертной эстраде. Вершиной его дирижерского искусства стали три последние симфонии Чайковского. Две из них — Пятая и Шестая — составили программу последнего концерта Вячеслава Сука, в ходе подготовки к которому его запечатлел художник Аркадий Мазаев.
Портреты выдающихся музыкантов — это живая история музыки.
Н.Ю.Тартаковская
Дирижер Вячеслав Сук

Последние события

Произведения из коллекции Русского музея покажут в Псковской области

Церковную живопись из собрания Русского музея представили на выставке в Псковской области. Экспозиция «Вслед за Христом» объединяет работы известных российских живописцев.

Лучшие композиции проекта «Энергия открытий» можно услышать онлайн

Запись концерта «Энергия открытий. Избранное» можно посмотреть на медиаплатформе «Орфей». Выступление Симфонического оркестра радио «Орфей» состоялось 11 ноября в Московской консерватории.

В Воронежской филармонии рассказали о планах на майские праздники

Музыкально-театрализованную постановку к 80-летию Великой Победы готовят в Воронежской филармонии. Спектакль «Победный май, священная весна» покажут 7 мая.