Выразительные средства музыки. Ритм

Дата публикации: 23 сентября 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Древнее ритма в музыке нет ничего. Когда еще речи не было о гармонии, да и мелодия только зарождалась в виде одноголосного вокального вопля древнего дикаря, другой древний дикарь брал в руки камень и раз за разом ударял им о другой камень. Зачем он это делал? Да ни больше ни меньше, чем чтобы войти в гармонию со Вселенной. Ведь в природе всё ритмично — ритмичны закаты и восходы, ритмичны фазы Луны, смены времён года, ритмичны чередования сна и бодрствования, ритмичен пульс здорового человека. Нам необходимо структурировать время, чтобы чувствовать себя хорошо и уверенно — для этого был изобретен календарь, отражающий оборот Земли вокруг Солнца и поделенный на более мелкие отрезки времени.
Итак, в мире всё пульсирует. И самый простой ритм — это обыкновенная равномерная пульсация, нарезка времени на равные части. Это то, что делает метроном, помогая нам научиться нарезать наше музыкальное время как можно точнее. Но живой музыкант — не метроном, и ритм в его исполнении не столь математически совершенен, но зато он обладает живыми характеристиками — упругостью, эмоциональной заряженностью (один и тот же ритм может быть радостным или скорбным, в зависимости от лада, темпа и характера музыки).
Затем ритм усложнился и в нем появились признаки точной науки: ритмические фигуры — это, по сути, те же математические дроби. Мы можем делить длительности на 2, 4, 8 и так далее; можем на 3, на 5, на 6, на сколько угодно… и возникает огромное количество ритмических комбинаций более длинных и более коротких звуков, соседствующих в музыке друг с другом, а иногда одновременно накладывающихся друг на друга — это называется полиритмия.
Проверка чувства ритма — один из первых тестов, который проходит ребёнок, желающий учиться музыке. Это чувство сложнее всего развивается, поэтому лучше, если с самого начала оно в порядке. Самым развитым чувством ритма среди академических музыкантов обладают исполнители на ударных инструментах, что вполне логично: в их искусстве ритм — главная характеристика мастерства. Великолепным чувством ритма должны также обладать джазмены. А вот всякие академические пианисты, струнники, духовики и певцы по этому параметру чуть позади, особенно это становится ясно в сравнении с настоящими мастерами ритма.
В искусстве композиции ритмическая сторона музыки всегда была очень важна. И даже ХХ век, который в своих экспериментах сначала дошёл до разрушения классической гармонии, затем принялся трансформировать принципы построения мелодий, но ритм даже и он не смог уничтожить — без ритма нет музыки. Без мелодии есть. А без ритма — нет.
Ритм обладает свойствами гипнотизировать. Этим пользуются и шаманы, и музыканты разных жанров. Когда целый стадион на рок-концерте входит в экстатический транс — это заслуга именно ритма. Это он, воздействуя на древние отделы нашего мозга, погружает нас в измененные состояния сознания и превращает людей в толпу, включая стадный инстинкт. Но даже когда мы чинно сидим в кресле концертного зала, слышим звуки прекрасного «Вальса цветов» из «Щелкунчика» и сами того не замечая, едва заметно двигаемся в трехдольном метре вальса, и торжественный праздничный марш, и нежная колыбельная — всё это воздействие ритмов на нашу природу. Средство это — мощнейшее. Когда в концертном зале вдруг возникает овация, это — желание слушателей тоже создать свой ритм, слиться в едином движении, войти в резонанс. Выражение «ритм жизни» говорит о том, что жизнь наполнена смыслом и событиями. У каждого он свой. Главное, чтобы он был комфортный.

Последние события

Произведения из коллекции Русского музея покажут в Псковской области

Церковную живопись из собрания Русского музея представили на выставке в Псковской области. Экспозиция «Вслед за Христом» объединяет работы известных российских живописцев.

Лучшие композиции проекта «Энергия открытий» можно услышать онлайн

Запись концерта «Энергия открытий. Избранное» можно посмотреть на медиаплатформе «Орфей». Выступление Симфонического оркестра радио «Орфей» состоялось 11 ноября в Московской консерватории.

В Воронежской филармонии рассказали о планах на майские праздники

Музыкально-театрализованную постановку к 80-летию Великой Победы готовят в Воронежской филармонии. Спектакль «Победный май, священная весна» покажут 7 мая.