Эваристо Баскенис
Дата публикации: 12 апреля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если был в мире художник, способный превратить скрипку или лютню в мёртвую природу (сюжет натюрмортов), то это Эваристо Баскенис. Перевёрнутые, лежащие вниз грифом, разрозненные инструменты, часто без струн, создают впечатление заброшенности и упадка. Вот бока лютни покрывает слой пыли, а на толстом фолианте в кожаном переплёте лежит плесневеющий персик. Возможно, автор обращает нас к метафизическому размышлению о тщетности бытия и всего, что его составляет — в том числе, музыки, сопровождающей праздные дни?
Человек духовного звания, Баскенис хорошо знал о сути таких размышлений. Однако в отличие от современных ему голландцев, нагружающих аллегорическим смыслом все предметы, с обязательным нравоучением, итальянец Баскенис смотрит на вещи легче и увлечённее. Его интерес может привлечь изящество формы, орнаментальный декор, занятность фактуры. Поэтому на другом натюрморте с музыкальными инструментами, а у него их десятки, пузатую лютню художник может снабдить розовой лентой и такую же ленту нацепить на кончик смычка — играть с такими лентами неудобно, да и попросту невозможно. Зато эти банты добавляют изящества и равновесия в композицию.

Музыки на этих полотнах нет. Она ещё не родилась или уже отзвучала. Она существует лишь на страницах тетрадей, исписанных нотами. Её никто не слышит. Для Баскениса инструмент — это знак красоты, даже если он сведён к молчаливым геометрическим формам. Посещая охотно современных ему кремонских мастеров, Эваристо Баскенис с такой тщательностью запечатлел детали предметов, что сейчас этими натюрмортами пользуются специалисты-инструментоведы, пытающиеся разгадать загадку звучания раритетов Амати или Гварнери.
Эваристо Баскенис (1617–1677 годы). Его натюрморты с музыкальными инструментами представлены в миланской Пинакотеке Брера, Академии Каррара, венецианской Академии, музее театра Ла Скала и других собраниях мира.
Последние события
Конкурс народно-певческого искусства имени Мешко проходит в Москве
I Всероссийский конкурс народно-певческого искусства имени хормейстера Нины Мешко проходит в столице. Он учреждён Институтом музыки имени Шнитке в память о Мешко — одной из выдающихся выпускниц вуза.
Новое партнёрство
Радио «Орфей» и исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» заключили соглашение о сотрудничестве.
Театр Гоголя отметит 100-летие спектаклем «Век на сцене»
Московский театр имени Гоголя 24 апреля празднует 100-летие. В честь юбилейной даты там состоится спектакль-концерт «Век на сцене. Перезагрузка», посвящённый прошлому и современности театра.