Роберт Шуман. «Любовь и жизнь композитора-романтика»

Дата публикации: 8 июня 2020

Роберту Шуману прочили будущее лучшего пианиста Европы, но он повредил руку и посвятил свою недолгую жизнь сочинению музыки и просветительской деятельности. 8 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося немецкого композитора-романтика, писателя, критика и педагога.
В истории музыки мало найдется примеров столь ярко одаренного разностороннего таланта, полное раскрытие которого прервала тяжелая душевная болезнь. Своим новаторским искусством он стремительно ворвался в европейскую музыку середины XIX века, внеся в нее фантастический бурлящий поток новых, смелых, неожиданных образов, мелодий и приемов их выражения, раскрыл и показал тончайшие глубины лирических чувств и переживаний человека, частично затронутые до него лишь двумя старшими современниками — Бетховеном и Шубертом, и далее подхваченные и продолженные другими гениями музыкального романтизма — Листом, Шопеном, Берлиозом, Вагнером, Мендельсоном, Брамсом, Чайковским и другими.
Роберт Шуман. «Любовь и жизнь композитора-романтика»
Огромное влияние на него оказала романтическая литература Байрона, Гейне, Жан-Поля и других писателей и поэтов, чье творчество вдохновляло его на создание собственных произведений. Среди лучших работ композитора — вокальные циклы «Круг песен» и «Любовь поэта» на гейновские стихи и увертюра «Манфред» к одноименной байроновской поэме. Не случайно, в юности он мечтал стать литератором, тем более, что его отец владел собственном издательством и привлекал к работе в нем младшего сына. Позже тот сам учреждает «Новую музыкальную газету», которую выпускает несколько лет. В опубликованных в ней статьях Роберт пишет немало образных фраз, ставших афоризмами: «Разум ошибается, чувство — никогда», «Звуки — это возвышенные слова», «Шляпы долой — перед вами гений». Кстати, свои заметки он часто подписывает именами Флорестан и Эвзебий, списанными с героев жан-полевского романа «Озорные годы» — Вальта и Вульта. Эти прототипы становятся и двумя половинками собственного шумановского «я», первый из которых олицетворяет его порывистость, стремительность, возбудимость, второй — спокойствие, меланхолию и умиротворенность. Такое «раздвоение личности» — тоже своего рода отражение психического состояния самого Шумана, которое в конце жизни обернется тяжелым нервным расстройством. Эти же персонажи выведены им в его первом крупном автобиографическом сочинении, фортепианном цикле «Карнавал», наряду с другими любимыми героями композитора — Шопеном, Паганини, Кларой Вик. Именно эта женщина, дочь его педагога, станет позже музой и женой музыканта, за которую он будет много лет бороться с ее отцом и немецким законодательством. Возможно, эта борьба тоже станет одной из причин его будущего нервного заболевания.
Фридрих Вик, один из крупнейших педагогов Германии, учившийся, кстати, в лейпцигской церкви Св. Фомы, где когда-то работал Бах, мечтал сделать из своей дочери вундеркинда, и она действительно с успехом концертирует в разных странах, выступает перед царскими особами. О вот ее супругу этого сделать не удается, он травмирует пальцы и вынужден не играть, а сочинять музыку. Как говорится — было бы счастье… Но заработок композитора и писателя не позволяет ему обеспечить их семью, где растут 8 детей, и материальная зависимость от жены тоже так или иначе отражается на его самочувствии. Даже на гастролях в России, где он встречает много друзей и почитателей, его часто спрашивают: «А вы чем занимаетесь?». Справедливости ради скажем, что Клара всю жизнь пропагандировала музыку мужа, которого она пережила на 40 лет, постоянно включала ее в свои программы, а оставшись вдовой, отказалась от ухаживаний нового немецкого гения — Брамса, провидчески оцененного Шуманом незадолго до смерти. Хотя все могло быть совсем иначе, окончи Роберт в юности юрфак Лейпцигского университета, на чем настаивала его мать. Но, увы, он выбрал иную дорогу, как это сделали Филипп Эммануил — второй сын Баха, Чайковский, Серов, Стравинский и ряд других известных композиторов, оставивших юриспруденцию ради музыки. Так же поступили Гете, Толстой, Бальзак, Метерлинк, Перро, Дягилев, Собинов, Врубель, Рерих, Кандинский, Матисс и многие другие, которые тоже не стали юристами, но оставили огромный след в искусстве, в том числе и музыкальном.
Шуман скончался в психиатрической лечебнице близ Бонна — родного города Бетховена, и похоронен там на (открывается в новом окне)кладбище, где покоятся идеолог немецких романтиков Август Шлегель, сестра знаменитого философа Шопенгауэра, на которого все они тоже буквально молились, и Матильда Везендонк, которой самый романтичный романтик Вагнер посвятил «Тристана» и цикл романсов на ее же стихи. В 1896 году к ним присоединилась и Клара Вик, воссоединившись со своим гениальным супругом спустя 40 лет.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Максиму Шостаковичу исполняется 87 лет!

Говорят, природа на детях отдыхает. Однако Максим Шостакович опроверг эту поговорку, став знаменитым дирижёром, бережно хранящим память об отце. Сегодня Максим Шостакович празднует 87-летие.

Новая встреча с «Чиполлино»

Сказку «Чиполлино» играют в мае театр «Кремлёвский балет» и Симфонический оркестр радио «Орфей». Спектакль на музыку Карэна Хачатуряна сочетает народный танец и классическую хореографию.

Школьники прочли письма с фронта

Московские школьники прочли письма участников Великой Отечественной войны. Цикл из 80 видеороликов подготовили Главархив Москвы и Департамент образования и науки города.

Поиск по сайту