«Рождественские вечера» в Башмет-центре

Дата публикации: 28 декабря 2020

В Москве в Башмет-центре и Англиканском Соборе прошли концерты II Рождественского фестиваля искусств «Рождественские вечера». В этом году в фестивальной программе приняли участие не только юные артисты, но и известные музыканты. Финал праздника искусств был приурочен к историческому событию — презентации Большого духового старинного органа в единственном в Москве Англиканском Соборе.
«Рождественские вечера» в Башмет-центре
В Москве появился еще один профессиональный органный концертный зал. Большой старинный духовой орган немецкой марки Rohlfing- Kreienbrink в акустике англиканской церкви XIХвека отметил своё «второе рождение» 20 декабря. С этого дня пойдет теперь новое летоисчисление звучания органной музыки в Англиканской церкви.
У единственного в Москве Англиканского Собора богатая история: Храм строили с 1882 по 1884 гг. на средства английской и шотландской общин по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримена. Он прислал по запросу в Москву проект в стиле типичной викторианской неоготики, который был сразу и единогласно утвержден. К тому времени англичан и шотландцев в Москве было уже довольно много и та небольшая часовня, где проводились богослужения, уже стала тесна для общины.
При строительстве храма учли все законы акустики. Ведь строили его специально под английский духовой орган фирмы «Бриндли и Форстер» (Brindley & Foster)! Все конструкции, детали — от пола и до деревянного сводчатого потолка волшебным образом передавали малейшие оттенки звуков музыки.
После Октябрьской революции церковь ещё некоторое время действовала. Но в 1920 году церковь закрыли и английский орган умолк. О дальнейшей его судьбе сведений не сохранилось. Собор погрузился в тяжёлый сон. В разное время было тут и дипломатическое представительство Финляндии в РСФСР, и склад, и лазарет, и общежитие… Собор пережил и революцию, и две войны, красочные витражи были разрушены, резная авторская мебель утеряна. Но уникальный деревянный потолок чудом уцелел. Удивительным образом резонируя, он создаёт в Храме редкую по красоте акустику. Не случайно с 1960 года в Соборе располагалась студия грамзаписи «Мелодия». Здесь осуществлялись самые знаковые записи тех лет. В 1990 — х годах Храм вернули верующим, оставив в церкви лишь один рояль для проведения богослужений. Позднее здесь появился цифровой орган. Но ни рояль, ни цифровой орган не могли вернуть жизнь в Собор. Он как будто оставался в оцепенении, и вот, в 2014 учредители фонда «Небесный мост», специально для Англиканского Собора, для жителей и гостей столицы, приобрели в Германии большой немецкий духовой орган XVIII века.
Четыре года ушло на установку и восстановление органа, и вот, 20 декабря, 2020 года, ровно после ста лет молчания, мощные звуки старинного органа наполнило жизнью Собор. Чествование старинного органа превратилось в настоящий парад музыкальных инструментов и исполнителей, разнообразных музыкальных стилей и жанров. Игорю Гольденбергу, одному из лучших органистов Москвы, выпало счастье сыграть на короле инструментов на первом концерте пред публикой.
«Рождественские вечера» в Башмет-центре
Перед началом концерта Лада Меркулова, директор и основатель «Международной филармонии юных талантов», президент Фонда «Искусство на все времена», выразила слова благодарности партнёрам: «Этот праздник не состоялся бы без друзей и я, пользуясь случаем, хочу выразить нашу сердечную благодарность компаниям „Аист“ и „Брусбокс“, НПО „Наука“, Фонду „Суворов“, поддержавших нас в трудные времена. Такая дружеская помощь даёт возможность двигаться вперёд, доказывает, что наше дело необходимо юным талантам, нужно людям
Рождественский фестиваль, ставший теперь ежегодным, учрежден Фондом «Искусство на все времена» и главным творческим партнёром Международной Филармонии юных талантов — Башмет-центром. В этом году фестиваль проходит во второй раз и все три концерта фестивального праздника посвящены значимому событию в музыкальной жизни Москвы — запуску в работу Большого духового старинного немецкого органа в Англиканском Соборе.
Фестивальные программы в Башмет — центре (18 и 19 декабря) и концерт в Англиканском Соборе 20 декабря представили публике первоклассных исполнителей: звездный дуэт известной пианистки Ксении Башмет и юного скрипача Гранта Башмета, 14-летний пианист Андрей Филонов как всегда покорил слушателей богатством звуковой палитры и глубиной своего исполнения, в акустике старинного собора поистине волшебно прозвучал ансамбль юной флейтистки Екатерины Найдёновой и квартета всемирно известного камерного оркестра «Солисты Москвы», а юная певица Ника Ванн, пианист и композитор Николай Хоменко, ансамбль iLLo, основатель и руководитель московского джаз-проекта Ivanov Vibe Band, вибрафонист Иноккентий Иванов, порадовали публику разнообразием характеров джазовых композиций.
Ника Ванн, юная джазовая певица поделилась своими эмоциями: «Выступать в Соборе, и особенно накануне Рождества — особое счастье, особая честь. Акустика здесь — фантастическая! Атмосфера — волшебная! Мы выступили в дуэте с пианистом Николаем Хоменко — великолепным импровизатором, композитором, основателем джазового ансамбля iLLo Trio. Я верю, что это выступление положит начало нашему творческому содружеству. Во всяком случае — нас уже пригласили принять участие в программе известного джазового фестиваля «Играем джаз с Гараняном».
10 летняя пианистка и композитор Варя Шелыгина представившая публике сонату собственного сочинения, рассказала АН: «Это первая моя соната. Пока других нет. Сначала сочинила несколько аккордов. А потом начала дорабатывать все остальное. Как и положено сонате, в ней три части. Третью часть я старалась написать в форме рондо, одна из тем этой части мне приснилась во сне. У меня часто так бывает. Потом мы записали ноты. Мне помогали, если честно. Записать намного труднее, чем сочинить. Еще не так давно я сочинила вокальный цикл. Сначала придумала музыкальную тему первой песни и к ней подобрала стихи Арсения Тарковского. А уже потом на другие его стихи сочинила еще две песни — получился маленький вокальный цикл. Я участвовала в композиторском конкурсе имени Ипполитова-Иванова с сонатой, и в конкурсе имени Кабалевского с вокальным циклом. И стала лауреатом. Мне нравится сочинять музыку и импровизировать на разные темы».
В программе концертов выступила также и 12-летняя виолончелистка Полина Тхай Своим исполнением она мысленно перенесла публику к берегам Испании. Завораживающе звучала маримба солиста оркестра Большого театра Ивана Кокорина, а проникновенное исполнение дуэта — пианиста, солиста Санкт-Петербургского Дома музыки Ивана Кощеева и ведущего российского певца, солиста Лейпцигской оперы, Владимира Байкова. наполнило сердца слушателей поэтичностью мелодий и гармонией музыки Свиридова.
В программе фестиваля также приняли участие и юная пианистка Полина Молодцова, флейтистка Мария Полякова, скрипачка София Фирсова. В дни фестиваля в фойе концертных залов прошла выставка юных художниц Маши Барановой и Анастасии Расказовой.
Юная художница Маша Баранова: «Мне очень нравится принимать участие в фестивалях искусств Международной филармонии юных талантов. Когда я пишу свои картины в моей душе всегда звучит музыка! Эти музыкальные образы я стараюсь выразить в своих работах».
Выступить с органом 20 декабря выпало счастье талантливой юной саксофонистке Анастасии Рассказовой, восходящей звезде, трубачу Ильясу Невретдинову и солисту Лейпцигской оперы Владимиру Байкову. «Однажды в Италии я услышала в Соборе орган и сыграть в дуэте с этим удивительным инструментом стало моей мечтой. Сейчас я просто счастлива, что моя мечта сбылась», — поделилась своими впечатлениями Настя Рассказова.
«Рождественские вечера» в Башмет-центре
«В эти непростые времена мы решили провести наш фестиваль, потому что уверены — искусство в эти эмоционально непростые времена очень важно людям! Оно поддерживает, оно помогает справляться с жизненными трудностями. В этом году в фестивальной программе приняли участие и гости — известные музыканты. Мы будем развивать это направление — привлечение в программы известных артистов. Такое содружество вдохновляет молодых исполнителей на новые успехи, даёт мощный стимул к развитию. Нам очень жаль, что в этом году в фестивальной программе не смогли принять участие ни танцевальные ни театральные коллективы. Из-за пандемии репетиции у ребят проходят в основном в удалённом режиме, но мы надеемся, что в следующем году обстановка нормализуется, государственные границы откроют и мы сможем со всей яркостью и полнотой представить нашу праздничную программу», — отметила Лада Меркулова президент Фонда «Искусство на все времена», директор «Международной филармонии юных талантов».
«Сейчас Музыкальные фестивали с публикой пусть даже и 25% от общей вместимостям зала очень важны, так как позволяют хотя бы на время отвлечься от напряжённой обстановки, которая нависла над всеми нами в эти дни. Сейчас всем психологически тяжело. Искусство даёт силы пережить эти непростые времена», — подчеркнула Художественный руководитель Башмет — центра Ксения Башмет.
По материалам пресс-службы Фонда «Искусство на все времена»
Автор фото Евгений Евтюхов

Последние события

Балетная труппа Мариинского театра возвращается домой

В Китае 26 октября завершились гастроли балетной труппы Мариинского театра. Российские артисты представили спектакль «Баядерка» на сцене Большого театра Шанхая.

Финальный аккорд «Московской осени»

Заключительный концерт фестиваля современной музыки «Московская осень» состоится 28 октября в Большом зале Дома композиторов.

Константин Хабенский вручил памятные «Чайки»

Артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, Школы-студии и Музея МХАТ вручили памятные знаки «Чайка». Церемонию награждения провёл художественный руководитель-директор театра Константин Хабенский.