Георгий Катуар. Русский композитор с французскими корнями

Дата публикации: 27 апреля 2021

Его дворянские предки прибыли в Россию из Франции, спасаясь от Наполеона, и стали здесь крупными предпринимателями. Но только он один из их семьи посвятил себя музыке.
Вклад иностранцев в развитие российской музыки весьма значителен. Заложили его еще итальянцы при Екатерине II, затем видную роль стали играть немецкие музыканты. Французы же долгое время были у нас в основном гувернерами и преподавателями своего родного языка, и лишь на рубеже XIX — ХХ веков из их среды выдвинулось несколько значительных музыкантов, в том числе Катуар и Конюс. Причем, Конюс был из потомственной музыкальной семьи, а Катуар — из клана видных предпринимателей.
Его дед, дворянин из Лотарингии, открыл на новой родине много торговых и промышленных предприятий, в том числе кирпичный завод, продукцию которого использовали при постройке Верхних торговых рядов (ныне ГУМа) и Музея изящных искусств (ныне Пушкинского). Катуары построили также две железные дороги, где есть станции, названные их фамилией. Одна, Киевского направления от Москвы, во избежание путаницы была позже переименована в Лесной городок. А другая, в сторону Савелово, и сегодня носит свое название, известное многим москвичам.
Родители мальчика мечтали, что сын пойдет по их стопам, и отправили его после школы в Московский университет на физико-математический факультет — кузницу не только научных и инженерных кадров, но и деятелей искусства. Здесь учились писатели Герцен и Андрей Белый, драматург Сухово-Кобылин, виолончелист Давыдов, музыковед Сабанеев. Такой же путь выбирает и Катуар, который еще в юности занимался с немецким пианистом Клиндвортом — другом и почитателем Вагнера, а после окончания МГУ поехал к нему же в Берлин, в открытую им консерваторию.
Вернувшись через 2 года в Москву, Георгий Катуар по совету Чайковского отправляется в Петербург, где занимается с Римским- Корсаковым и Лядовым. Но творчество кучкистов его мало привлекает, и композитор, так и не получив законченного систематического образования, возвращается в Москву, где и остается до конца жизни. Первые же сочинения Катуара — симфония, струнный квинтет, кантата «Русалка» и другие свидетельствуют о его ярком самобытном таланте и свободном владении всеми средствами музыкальной выразительности — гармонией, полифонией, инструментовкой. Ему прочат большое будущее известные московские музыканты — Чайковский, Танеев, Аренский.
Однако родственники не поддерживают увлечений своего «блудного сына», считая его отступником от семейных предпринимательских традиций. Скромный и мягкий по характеру Катуар начинает сомневаться в своем призвании и на несколько лет вообще прекращает сочинять. Его произведения не пользуются широкой популярностью, их редко исполняют из-за их технической сложности. Сильным потрясением становится смерть Чайковского, который всячески поддерживал молодого композитора, одобрял и даже рекомендовал своему издателю Юргенсону, напечатавшему несколько сочинений Катуара. В результате он надолго замыкается в себе и уединяется в одном из своих подмосковных имений. Благо, состояние позволяет жить на личные средства и нигде не служить.
Новый этап творчества начинается на рубеже веков, когда Катуар пишет поэму «Мцыри» по Лермонтову, фортепианный концерт, сонаты для скрипки, романсы на стихи русских поэтов Тютчева, Бальмонта, Соловьева и другие произведения. Все они близки по духу позднему романтизму и перекликаются в чем-то с музыкой раннего Скрябина, Метнера, Аренского и других представителей московской школы. Им свойственны напевность, эмоциональная преподнятость, контрастность и яркость образов. В то же время они порой кажутся слишком «правильными», старомодными, лишенными каких-то неожиданных свежих решений и большого творческого размаха. Не случайно, композитор тяготеет к камерным формам и миниатюрам. Зато его богатый опыт помогает ему сформировать и определить четкое представление и понимание того, как сочиняется музыка, на чем она основана и из каких элементов состоит, что ему вскоре очень пригодится.
Когда его приглашают в Московскую консерваторию — а это случилась сразу же после революции, лишившей Катуара всех сбережений и капиталов, — он мгновенно включается в новую для себя педагогическую работу, успешно ведет классы композиции и теории музыки, создает первый в России полноценный учебник «Теоретический курс гармонии», который и сегодня не потерял актуальности. На нем воспитаны многочисленные студенты Катуара, среди которых Кабалевский, Половинкин, Гинзбург, Фере, а также следующие поколения отечественных музыкантов.
Текст — Анатолий Лысенков

Последние события

Проекты Пушкинского музея

Министр культуры Ольга Любимова рассказала о проектах Пушкинского музея на будущий год. Глава ведомства приняла участие в заседании Попечительского совета учреждения.

Концерт к 90-летию со дня рождения Шнитке

Концерт, приуроченный к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, пройдёт в столичном ДК «Рассвет» 25 сентября. Выступит оркестр «Новая Москва» под управлением Даяны Гофман.

Гнесинский музыкальный диктант

Гнесинка проведёт Всероссийскую акцию «Гнесинский музыкальный диктант». 27 октября любой желающий сможет проверить уровень развития музыкальной памяти, слуха и теоретических знаний.