«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры

Дата публикации: 12 июня 2021

Лев Толстой, как известно, оперу не любил, относился к ней скептически и даже представить не мог, что его икона женственности — прелестная Наташа Ростова — когда-нибудь запоёт.
Негласное табу автора посмел нарушить Сергей Прокофьев, и сегодня исполняется 75 лет со дня премьеры его легендарной оперы «Война и мир».
«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры
Ленинград, 12 июня 1946-го года. Переполненный зал на премьере «Войны и мира» в Малом оперном театре, ныне Михайловском. Успех оглушительный, и даже критики в восторге! От смелости самой идеи — в романе-эпопее больше двух тысяч страниц текста!
От актуальности темы — страна только что одержала победу в страшной войне. И даже от музыкального языка — острого, дерзкого и совсем не благозвучного. Самым узнаваемым и популярным стал Вальс, под звуки которого Наташа Ростова кружилась в объятиях Андрея Болконского. Эта нежная и трогательная мелодия до сих пор одна из «визитных карточек» оперы «Война и мир».
Вальс появился только благодаря настойчивости дирижера спектакля Самуила Самосуда. Маэстро, буквально, потребовал от композитора дописать две картины, одна из которых — тот самый знаменитый Бал. Давать оперу не в один вечер, а в два предложил тоже Самосуд. Он же придумал режиссёрскую концепцию, а легендарный Борис Покровский, по собственному признанию, был лишь «на подхвате». Всё и вся подчинялось воле Мастера, и даже Сергей Прокофьев.
«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры
Тогда великий композитор ещё не знал, что на этом его «хождения по мукам» не закончатся. «Войну и мир» то хвалили, то ругали. Прокофьев то расширял, то вновь сокращал партитуру, но до самой смерти так и не смог определиться с окончательной редакцией. Этим воспользовались режиссеры. 4-х часовую оперу с десятками действующих лиц и сотнями исполнителей купировали до 90 минут, изменили последовательность картин.
В одной из версий война исчезла вовсе, а мир сузился до размеров гостиной Элен Безуховой. Но это уже в наше время и за рубежом, а в Советском Союзе всё-таки нашелся театр, который рискнул поставить спектакль в два вечера и в самом полном объёме. Но к тому времени автор уже давно покоился на кладбище Новодевичьего монастыря.
На премьере в Ленинграде Сергей Прокофьев услышал лишь первую часть своей эпопеи, вторую так и не довелось. Но он видел, как после арии Кутузова зал в едином порыве поднялся и разнеслось мощное «Ура».
С тех пор прошло 75 лет, но слова великого полководца о Руси и белокаменной матушке-Москве всё так же воодушевляют и объединяют слушателей в едином патриотическом порыве. Потому что, эта музыка не только про то, как мы победили, но и о том, почему никто и никогда победить нас не сможет!
Ольга Сирота

Последние события

Поиск новых форм

В Мюнхенской высшей школе музыки ищут новые формы подачи академической музыки. Для этого там организовали конкурс, инициатором которого стала профессор Соня Штиби.

Благотворительный концерт «Неравнодушное искусство»

VII благотворительный концерт в поддержку детей с онкологическими заболеваниями состоится 1 июня в Каменноостровском театре в Петербурге.

Мария Гулегина получила премию имени Марчеллы Поббе

Сопрано Мария Гулегина удостоена Международной оперной премии имени Марчеллы Поббе, присуждаемой властями итальянского города Виченца.