Строптивая муза симфонии
Дата публикации: 9 декабря 2022
Мечтания, томление, эротические грёзы, безудержный загул. Всю палитру страстных терзаний вложил влюблённый Гектор Берлиоз в свою Фантастическую симфонию. Он даже придумал для неё подзаголовок — «Эпизод из жизни артиста». А для усиления эффекта описал все переживания, звучащие в музыке, словами. 9 декабря мы отмечаем 190 лет со дня премьеры первой в истории программной симфонии.
На грани зимы и весны 1830-го года студент Парижской консерватории Гектор Берлиоз как одержимый колдует над шедевром, который просто обязан растопить холод предмета его страсти — актрису Гарриет Смитсон. На улицах Парижа совсем скоро появятся баррикады уже второй революции, а он не в силах выкинуть её из головы. Какой из сценических образов лицедейки раззадорил воображение музыканта — Офелия или Джульетта? Скорее всего последняя… Именно она станет героиней его будущего полотна по трагедии Шекспира. Но это случится намного позже. А сейчас, мучимый равнодушием избранницы, он изливает своё отчаяние в музыке.
Творческие откровения композитора вызывают небывалый ажиотаж у публики. Но ему и этого мало. Ещё два года он проводит на стажировке в Италии, шлифуя полотно до изнеможения: то дописывая, то меняя части местами.
Вернувшись в Париж с идеально огранённым алмазом, он застаёт город обсуждающим демонический гений Паганини и одухотворённость Шопена. Но это не важно. Главное, чтобы на премьеру его первой симфонии пришла возлюбленная.
9-го декабря 1832-го года она в зале Парижской консерватории и растворяется в звучании первой части — ночных грёзах композитора, сотканных из страсти и ревности. И вот уже картина Бала, где героиня кружится в вихре вальса, который после сцены в полях обернётся безумным шабашем ведьм.
Фантастическая симфония дала Берлиозу всё, чего он хотел — известность, деньги, ну, и конечно, руку и сердце строптивой актрисы. Потом придёт разочарование, за которым последует развод. На гастролях в России композитор переадресует свой шедевр императору Николаю Первому. Это уже будет третья редакция симфонии, именно её мы сейчас слышим в концертных залах. Но история бережно хранит имя музы Берлиоза — его первой жены Гарриет Смитсон.
Текст: Наталья Оганджанянц
Последние события
Эрмитаж покажет работы Микеланджело и его последователей
Эрмитаж 26 апреля открывает выставку произведений, созданных Микеланджело, его современниками и последователями. Она приурочена к 550-летию со дня рождения мастера эпохи Возрождения.
«Баллада о женщинах» прозвучит в Театре-студии Всеволода Шиловского
Благотворительный концерт «Баллада о женщинах» к 80-летию Победы состоится 9 мая в Театре-студии Всеволода Шиловского. Проект расскажет о войне через чувства женщин.
«Бобэоби» для экспериментального ансамбля
«Фирма Мелодия» издала сочинение Антона Батагова «Бобэоби» для экспериментального ансамбля, посвящённое памяти исследователя и исполнителя фольклорной музыки Дмитрия Покровского.