Русский бас Евгений Нестеренко: его слово звуком отзовётся

Дата публикации: 8 января 2023

Величественного по природной стати и мощному басу Евгения Нестеренко прекрасно помнят старожилы Большого театра. На главной музыкальной сцене страны артист блистал более 30 лет, параллельно развивая успешную международную карьеру. Кто-то из дотошных ценителей таланта Нестеренко посчитал, что в ведущих партиях мирового оперного репертуара певец выходил на сцену около двух тысяч раз. Невероятная цифра, если не знать, что вокалист дал сопоставимое количество камерных концертов. 8 января исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Евгеньевича Нестеренко, выдающегося русского баса.
После победы на Конкурсе имени Чайковского в 1970 году Нестеренко стал знаменитостью в музыкальных кругах Москвы, городе, где он родился 32 года назад. Невероятно объёмный и пластичный бас выпускника Ленинградской консерватории и тогда ещё действующего солиста Кировского театра оперы и балета покорил жюри во главе с Ириной Архиповой. Примадонна Большого слушала Нестеренко с особым пристрастием — как вероятного будущего партнёра. Скоро певца зачислили в труппу, но часть его поклонников явно расстроилась, ведь попасть в статусный театр было непросто. Альтернативой стали камерные вечера с участием Нестеренко в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени Чайковского.
Русский бас Евгений Нестеренко: его слово звуком отзовётся
Здесь певец в конце 70-х исполнил одну из своих лучших программ: вокальные миниатюры Баха, номера из тетради «25 ирландских песен» Бетховена, его же «Сурка» и «Песню о Блохе», а также песни Шуберта. Незамысловатые тексты и прекрасная в своей простоте музыка великих классиков нашли гениального союзника. Нестеренко с его бережным отношением к слову, осмысленностью музыкальной фразы и невероятно редким для басов умением петь легато за час с небольшим сыграл мини-спектакль, по драматургии не уступающий масштабным оперным ролям.
Русский бас Евгений Нестеренко: его слово звуком отзовётся
К тому моменту в Ла Скала он спел Руслана, в Метрополитен — Бориса Годунова. В плотном гастрольном графике артист неизменно оставлял «окна» для камерных вечеров. В середине 80-х в Большом зале Московской консерватории вместе с Владимиром Крайневым он исполнил романсы русских композиторов: сначала Рахманинова, потом Чайковского и Даргомыжского, а в конце второго отделения Мусоргского. С этого момента на сцене без каких-либо декораций начался театр одного актёра. Рослый Нестеренко, мечтавший в юности стать моряком, сгорбился, молитвенно сложил руки и начал «Семинариста». Окончивший школу с золотой медалью, знающий несколько иностранных языков, Нестеренко в секунды превратился в комически-трагический персонаж, тщетно пытающийся вызубрить латынь. Певец намеренно спрятал звук в мелодекламации. Пожалуй, никто кроме Нестеренко так умно не распоряжался своим голосом, в котором прослушивалась не только безупречная вокальная техника, но и высочайшей пробы интеллект.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

День виолончели

Международный день виолончели отметят на Международном фестивале камерной музыки «Winterreise-Зимний путь» 29 декабря. В московском Музее военной формы состоится праздничный концерт.

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.