Обзор онлайн-трансляций 26 апреля

Дата публикации: 26 апреля 2020

Пару дней назад, когда музыкальный мир отмечал день рождения Сергея Прокофьева, в Мариинском театре стартовал большой марафон Прокофьева онлайн. В течение двух недель на сайте театра, в его социальных сетях и, конечно, на нашем сайте будут транслироваться записи симфонических и вокально-инструментальных сочинений композитора, концертов для инструмента с оркестром, оперных и балетных спектаклей под управлением Валерия Гергиева. Повышенный интерес со стороны Мариинки к творчеству композитора не случаен: без его сочинений репертуар театра просто невозможно себе представить. Да и Прокофьев считал Мариинский «своим»: первый контракт на постановку он заключил в 1916 году именно в этом театре.
С приходом на пост художественного руководителя Валерия Гергиева прокофьевская линия была признана одной из главных, и сегодня Мариинский, как ни один другой театр в мире, может предложить публике почти полное собрание сочинений классика ХХ века. В трансляции, которая состоится 26 апреля в 19:00, прозвучат произведения, созданные композитором еще до его возвращения на родину — это Третья и Четвертая симфонии, а также Второй фортепианный концерт, «дикий» темперамент которого на премьере в 1913 году многих напугал. По свидетельству Мясковского, «аудитория шикала и вела себя не вполне пристойно…». Подобных эксцессов давно уже не случается — Второй фортепианный концерт Прокофьева прочно вошел в репертуар пианистов, да и публика за сто с лишним лет сильно изменилась, но то, как это произведение исполняют Денис Мацуев и Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, стоит услышать. Эта запись, как и многие другие, включенные в онлайн-программу, была сделана в апреле 2016 года во время беспрецедентного марафона сочинений Сергея Прокофьева, приуроченного к 125-летию со дня рождения композитора. Тогда на сцене Концертного зала имени Чайковского и Концертного зала Мариинского театра за два дня прозвучало и было записано более 30 произведений композитора.
Переносимся в Новосибирск. В цикле «Филармония без границ» прозвучат произведения другого титана классической музыки ХХ века — Дмитрия Шостаковича. Два виолончельных концерта исполняют Александр Князев и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Павла Герштейна. Любопытно, что на создание Первого виолончельного концерта Шостаковича вдохновила Симфония-концерт Прокофьева, посвященная Мстиславу Ростроповичу. В программе также ослепительно-яркая Первая джазовая сюита. Запись концерта была сделана 19 декабря 2016 года, в год 110-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
Днем в 13:00 филармония Нижнего Новгорода приглашает всех совершить увлекательное музыкальное путешествие на «Карнавальном поезде» — именно так называется программа, которую представляют Академический симфонический оркестр под управлением Рената Жиганшина. Корелли, Россини, Оффенбах, Чайковский, Прокофьев, Арбан — стремительный бросок по странам и музыкальным эпохам никого не оставит равнодушным. Солистами выступят лауреаты международных и всероссийских конкурсов Татьяна Андреева (сопрано), Наталья Грушко (меццо-сопрано) и Георгий Сибилев (труба). Этот концерт состоялся 25 ноября 2018 года в рамках филармонического цикла «По ступенькам музыкальных знаний», который адресован в равной степени и юным меломанам, и их родителям.
Детскую аудиторию в музыкальное путешествие приглашает и Томская филармония. В 11:00 здесь покажут запись концерта «Любовь к трем апельсинам» или путешествие в ХХ век». Музыку Прокофьева и других выдающихся композиторов ХХ века (Дебюсси, Свиридова, де Фальи, Шостаковича, Пуленка, Гаврилина, Денисова, Гершвина, Кабалевского) исполнят Юлия Шинкевич (сопрано), Ирина Макарова (меццо-сопрано), Евгений Штейнмиллер (баритон), Павел Шинкевич (фортепиано). Это завершающий концерт цикла, который называется забавно и трогательно — «Музыка в ползунках».
И, конечно, ни дня без сказки!
В московском Концертном зале имени Чайковского актриса Юлия Пересильд и Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Владимира Понькина расскажут и сыграют сказку шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» о маленькой проказнице и фантазерке, которая больше всего на свете не хочет взрослеть. Сказку сопровождает музыка Тихона Хренникова-младшего — правнука выдающегося советского композитора Тихона Николаевича Хренникова, а также Юлиуса Фучика — чешского композитора рубежа 19 и 20 веков, перу которого принадлежит знаменитый марш «Выход гладиаторов», без которого и сегодня во всем мире не обходится ни одно цирковое представление. Кстати, чехословацкий журналист Юлиус Фучик ― племянник композитора. Дядя оказал заметное влияние на увлечение племянника музыкой, и это нашло отражение в «Репортаже с петлёй на шее», но это уже совсем не детская история.
В 17:00 Пермская филармония представит уральские сказы Павла Бажова в исполнении замечательного актера Пермского академического театра-театра, народного артиста России, Владимира Гинзбурга и в сопровождении органистки Марии Лобецкой. Название спектаклю дала одна из сказок Бажова «Серебряное копытце».
В это же время (17:00) Пермский театр оперы и балета всех поклонников Терпсихоры приглашает на Гала-концерт лауреатов и дипломантов конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Этот конкурс существует с 1990 года. Каждые два года Пермь становится настоящей балетной Меккой — сюда съезжаются молодые танцовщики от 13 до 26 лет, а с 2010 года и хореографы из разных стран мира — от Бразилии до Кореи и Японии. С 2012 года конкурсу «Арабеск» присвоено имя Екатерины Максимовой — она стояла у истоков создания конкурса и была бессменным председателем международного жюри. В 2010 году на этом посту ее сменил Владимир Васильев. В апреле 2020 года должен был состояться очередной ХVI конкурс, но в связи со сложной эпидемиологической ситуацией он состоится в октябре. Председателем жюри будет, конечно же, Владимир Васильев, который в этом году отмечает свое 80-летие. А трансляция, которую увидят зрители сегодня, тоже отмечена исторической вехой — «Арабеск-2014» был посвящен 75-летию со дня рождения Екатерины Максимовой, «маленькой, хрупкой, прелестной женщины, обладавшей характером мощным и незаурядным». Так о ней вспоминает Ирина Антонова. А Валентин Гафт, известный своими острыми и часто весьма нелицеприятными эпиграммами посвятил ей вот такие нежные и поэтичные строки:
Ты ― лёгкая, но с грузом всей вселенной, Ты ― хрупкая, но крепче нет оси, Ты ― вечная, как чудное мгновенье Из пушкинско-натальевской Руси.
Ну, а для тех, кто не мечтает о профессиональной балетной карьере, но танцевать очень хочет, Свердловская филармония предлагает пройти музыкальную энциклопедию танца и познакомиться с самыми популярными танцевальными жанрами разных эпох. В 13:00 Уральский академический филармонический оркестр под управлением Алексея Доркина, пианисты Елена Эндеберя и Андрей Новосельский, кларнетист Егор Чащихин закружат вас в танцевальном вихре: Менуэт Боккерини и Гопак Мусоргского, полька Штрауса и Чардаш Монти, Тарантелла Гаврилина, Полонез Чайковского и много другой прекрасной танцевальной музыки прозвучит в этом концерте, который так и называется «В кружении танца».
Вечером в 19:00 — трансляция из «Новой оперы». Бессмертный вердиевский шедевр — опера «Травиата». Этот спектакль состоялся в январе 2013 года в рамках IХ Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой опере». В тот год фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди. Режиссер — Алла Сигалова, дирижер — Дмитрий Волосников. В главных партиях — Галина Ковалева, Хачатур Бадалян, Василий Ладюк, Екатерина Кичигина. Ярким краскам в этой постановке сценограф Эрнст Гейдебрехт предпочел черный цвет. «Травиата» в «Новой опере» — это не романтическая история любви, это трагическая история ее гибели. Как известно, премьера оперы в Венеции 6 марта 1853 года провалилась с треском. Опера не понравилась ни критикам, ни публике. Успех к ней пришел лишь год спустя. Постановка «Травиаты» в «Новой опере» была успешной, но вызвала много споров и разных суждений. Впрочем, отношение публики к опере они изменить не могут — эта любовь навсегда.
Немножко отдохнув от трансляций, переключайтесь на эфир радио Орфей! В 22:00 в программе «Концертный зал» прозвучат уникальные записи фортепианных сонат Бетховена, сделанных на копиях исторических инструментов эпохи великого композитора. Этот проект специально к юбилею Бетховена подготовила Московская консерватория. Автор идеи — пианист, клавесинист, органист, профессор Московской консерватории и один из создателей факультета исторического и современного исполнительского искусства народный артист России Алексей Любимов. В его исполнении прозвучат сонаты № 1, № 8 («Патетическая»), № 21 («Аврора») и № 30. А в интервью Алексей Борисович расскажет о тех необыкновенных возможностях и особых красках, которыми так богаты инструменты бетховенской эпохи.
Обзор онлайн-трансляций 26 апреля
Будьте здоровы и оставайтесь на музыкальной волне!
Ольга Кордюкова

Последние события

Оперу «Зори здесь тихие» покажут в Карелии

Хакасская филармония 22 и 23 сентября привезёт оперу Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие» в Петрозаводск. А 25 сентября артисты отправятся в Медвежьегорск.

Фестиваль современного танца откроется в Петербурге

Фестиваль «Видеоформа» откроется 24 сентября в петербургском Центре Современного Искусства имени Сергея Курёхина. В программе — медиаспектакли, концерты и междисциплинарные постановки.

Дебютный альбом «Пикник-квинтета» вышел на фирме «Мелодия»

Фирма «Мелодия» записала дебютный альбом джазового ансамбля «Пикник-квинтет». В релиз вошла сюита «Весной» отечественного композитора Сергея Василенко.