Обзор онлайн-трансляций 26 апреля

Дата публикации: 26 апреля 2020

Пару дней назад, когда музыкальный мир отмечал день рождения Сергея Прокофьева, в Мариинском театре стартовал большой марафон Прокофьева онлайн. В течение двух недель на сайте театра, в его социальных сетях и, конечно, на нашем сайте будут транслироваться записи симфонических и вокально-инструментальных сочинений композитора, концертов для инструмента с оркестром, оперных и балетных спектаклей под управлением Валерия Гергиева. Повышенный интерес со стороны Мариинки к творчеству композитора не случаен: без его сочинений репертуар театра просто невозможно себе представить. Да и Прокофьев считал Мариинский «своим»: первый контракт на постановку он заключил в 1916 году именно в этом театре.
С приходом на пост художественного руководителя Валерия Гергиева прокофьевская линия была признана одной из главных, и сегодня Мариинский, как ни один другой театр в мире, может предложить публике почти полное собрание сочинений классика ХХ века. В трансляции, которая состоится 26 апреля в 19:00, прозвучат произведения, созданные композитором еще до его возвращения на родину — это Третья и Четвертая симфонии, а также Второй фортепианный концерт, «дикий» темперамент которого на премьере в 1913 году многих напугал. По свидетельству Мясковского, «аудитория шикала и вела себя не вполне пристойно…». Подобных эксцессов давно уже не случается — Второй фортепианный концерт Прокофьева прочно вошел в репертуар пианистов, да и публика за сто с лишним лет сильно изменилась, но то, как это произведение исполняют Денис Мацуев и Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, стоит услышать. Эта запись, как и многие другие, включенные в онлайн-программу, была сделана в апреле 2016 года во время беспрецедентного марафона сочинений Сергея Прокофьева, приуроченного к 125-летию со дня рождения композитора. Тогда на сцене Концертного зала имени Чайковского и Концертного зала Мариинского театра за два дня прозвучало и было записано более 30 произведений композитора.
Переносимся в Новосибирск. В цикле «Филармония без границ» прозвучат произведения другого титана классической музыки ХХ века — Дмитрия Шостаковича. Два виолончельных концерта исполняют Александр Князев и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Павла Герштейна. Любопытно, что на создание Первого виолончельного концерта Шостаковича вдохновила Симфония-концерт Прокофьева, посвященная Мстиславу Ростроповичу. В программе также ослепительно-яркая Первая джазовая сюита. Запись концерта была сделана 19 декабря 2016 года, в год 110-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
Днем в 13:00 филармония Нижнего Новгорода приглашает всех совершить увлекательное музыкальное путешествие на «Карнавальном поезде» — именно так называется программа, которую представляют Академический симфонический оркестр под управлением Рената Жиганшина. Корелли, Россини, Оффенбах, Чайковский, Прокофьев, Арбан — стремительный бросок по странам и музыкальным эпохам никого не оставит равнодушным. Солистами выступят лауреаты международных и всероссийских конкурсов Татьяна Андреева (сопрано), Наталья Грушко (меццо-сопрано) и Георгий Сибилев (труба). Этот концерт состоялся 25 ноября 2018 года в рамках филармонического цикла «По ступенькам музыкальных знаний», который адресован в равной степени и юным меломанам, и их родителям.
Детскую аудиторию в музыкальное путешествие приглашает и Томская филармония. В 11:00 здесь покажут запись концерта «Любовь к трем апельсинам» или путешествие в ХХ век». Музыку Прокофьева и других выдающихся композиторов ХХ века (Дебюсси, Свиридова, де Фальи, Шостаковича, Пуленка, Гаврилина, Денисова, Гершвина, Кабалевского) исполнят Юлия Шинкевич (сопрано), Ирина Макарова (меццо-сопрано), Евгений Штейнмиллер (баритон), Павел Шинкевич (фортепиано). Это завершающий концерт цикла, который называется забавно и трогательно — «Музыка в ползунках».
И, конечно, ни дня без сказки!
В московском Концертном зале имени Чайковского актриса Юлия Пересильд и Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Владимира Понькина расскажут и сыграют сказку шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» о маленькой проказнице и фантазерке, которая больше всего на свете не хочет взрослеть. Сказку сопровождает музыка Тихона Хренникова-младшего — правнука выдающегося советского композитора Тихона Николаевича Хренникова, а также Юлиуса Фучика — чешского композитора рубежа 19 и 20 веков, перу которого принадлежит знаменитый марш «Выход гладиаторов», без которого и сегодня во всем мире не обходится ни одно цирковое представление. Кстати, чехословацкий журналист Юлиус Фучик ― племянник композитора. Дядя оказал заметное влияние на увлечение племянника музыкой, и это нашло отражение в «Репортаже с петлёй на шее», но это уже совсем не детская история.
В 17:00 Пермская филармония представит уральские сказы Павла Бажова в исполнении замечательного актера Пермского академического театра-театра, народного артиста России, Владимира Гинзбурга и в сопровождении органистки Марии Лобецкой. Название спектаклю дала одна из сказок Бажова «Серебряное копытце».
В это же время (17:00) Пермский театр оперы и балета всех поклонников Терпсихоры приглашает на Гала-концерт лауреатов и дипломантов конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Этот конкурс существует с 1990 года. Каждые два года Пермь становится настоящей балетной Меккой — сюда съезжаются молодые танцовщики от 13 до 26 лет, а с 2010 года и хореографы из разных стран мира — от Бразилии до Кореи и Японии. С 2012 года конкурсу «Арабеск» присвоено имя Екатерины Максимовой — она стояла у истоков создания конкурса и была бессменным председателем международного жюри. В 2010 году на этом посту ее сменил Владимир Васильев. В апреле 2020 года должен был состояться очередной ХVI конкурс, но в связи со сложной эпидемиологической ситуацией он состоится в октябре. Председателем жюри будет, конечно же, Владимир Васильев, который в этом году отмечает свое 80-летие. А трансляция, которую увидят зрители сегодня, тоже отмечена исторической вехой — «Арабеск-2014» был посвящен 75-летию со дня рождения Екатерины Максимовой, «маленькой, хрупкой, прелестной женщины, обладавшей характером мощным и незаурядным». Так о ней вспоминает Ирина Антонова. А Валентин Гафт, известный своими острыми и часто весьма нелицеприятными эпиграммами посвятил ей вот такие нежные и поэтичные строки:
Ты ― лёгкая, но с грузом всей вселенной, Ты ― хрупкая, но крепче нет оси, Ты ― вечная, как чудное мгновенье Из пушкинско-натальевской Руси.
Ну, а для тех, кто не мечтает о профессиональной балетной карьере, но танцевать очень хочет, Свердловская филармония предлагает пройти музыкальную энциклопедию танца и познакомиться с самыми популярными танцевальными жанрами разных эпох. В 13:00 Уральский академический филармонический оркестр под управлением Алексея Доркина, пианисты Елена Эндеберя и Андрей Новосельский, кларнетист Егор Чащихин закружат вас в танцевальном вихре: Менуэт Боккерини и Гопак Мусоргского, полька Штрауса и Чардаш Монти, Тарантелла Гаврилина, Полонез Чайковского и много другой прекрасной танцевальной музыки прозвучит в этом концерте, который так и называется «В кружении танца».
Вечером в 19:00 — трансляция из «Новой оперы». Бессмертный вердиевский шедевр — опера «Травиата». Этот спектакль состоялся в январе 2013 года в рамках IХ Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой опере». В тот год фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди. Режиссер — Алла Сигалова, дирижер — Дмитрий Волосников. В главных партиях — Галина Ковалева, Хачатур Бадалян, Василий Ладюк, Екатерина Кичигина. Ярким краскам в этой постановке сценограф Эрнст Гейдебрехт предпочел черный цвет. «Травиата» в «Новой опере» — это не романтическая история любви, это трагическая история ее гибели. Как известно, премьера оперы в Венеции 6 марта 1853 года провалилась с треском. Опера не понравилась ни критикам, ни публике. Успех к ней пришел лишь год спустя. Постановка «Травиаты» в «Новой опере» была успешной, но вызвала много споров и разных суждений. Впрочем, отношение публики к опере они изменить не могут — эта любовь навсегда.
Немножко отдохнув от трансляций, переключайтесь на эфир радио Орфей! В 22:00 в программе «Концертный зал» прозвучат уникальные записи фортепианных сонат Бетховена, сделанных на копиях исторических инструментов эпохи великого композитора. Этот проект специально к юбилею Бетховена подготовила Московская консерватория. Автор идеи — пианист, клавесинист, органист, профессор Московской консерватории и один из создателей факультета исторического и современного исполнительского искусства народный артист России Алексей Любимов. В его исполнении прозвучат сонаты № 1, № 8 («Патетическая»), № 21 («Аврора») и № 30. А в интервью Алексей Борисович расскажет о тех необыкновенных возможностях и особых красках, которыми так богаты инструменты бетховенской эпохи.
Обзор онлайн-трансляций 26 апреля
Будьте здоровы и оставайтесь на музыкальной волне!
Ольга Кордюкова

Последние события

Модернизация ДШИ

Более восьмисот школ искусств отремонтировали за годы реализации нацпроекта «Культура». Об этом сообщила министр культуры Ольга Любимова.

«Площадь искусств» завершается

XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» выходит на финишную прямую. Заключительные концерты пройдут сегодня и завтра.

«Союзмультфильм» снимет фильмы о супергероях

«Союзмультфильм» снимет фильмы о русских супергероях. Это будет «ответ» на проекты зарубежных компаний. Производство одной картины будет стоить 1–1,2 миллиарда рублей.