Табула вторая. Счастливая доля пуделя Лядо
Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Говорят, что собаки часто похожи на своих хозяев. Герои этой истории — композитор Арам Ильич Хачатурян и его любимый королевский пудель, а все события разворачиваются на фоне музыки композитора, о которой очень редко рассказывают. В фокусе внимания «Детский альбом» Хачатуряна. В сборнике из двух тетрадей одна из пьес посвящена питомцу с необычной кличкой.
Белого пуделя с чёрными глазами-маслинами Хачатуряну подарили в Германии во время одной из послевоенных зарубежных творческих поездок. Трогательные завитушки на белом тельце собачки и густые, вьющиеся локоны волос композитора делали их похожими друг на друга, оба весёлые, непосредственные, общительные. Пудель получил музыкальное имя, составленное из названия двух нот — ля и до.
Лядо стал важным членом семьи, ему готовили вкусную еду. В его честь создана фортепианная пьеса. Миниатюра «Лядо серьёзно заболел» часто исполнялась на домашних концертах у Хачатуряна. На «квартирниках» собиралось много ребятни: сын композитора Карен, которого близкие звали ласково Реником. Дочь от первого брака Нунэ, в будущем профессиональная пианистка. В шумной компании были также многочисленные племянники. Наблюдения за играми и развлечениями малышни, подхваченные взрослыми, Хачатурян и перенёс в ноты «Детского альбома». Названия пьес — микроистории: «Сегодня запрещено гулять» или «Две смешные тётеньки поссорились».
Сборник Арам Ильич сочинял почти 20 лет. Почему маститый композитор, автор монументальных полотен продолжал писать «музыкальные крохи»? Для внуков или всё же для себя?
Когда-то в юности, новоиспечённый студент техникума имени Гнесиных с опозданием как минимум лет на десять осваивал азы фортепианной игры у легендарной Елены Фабиановны Гнесиной. Её детские пьесы стали для 19-летнего Арама незаменимыми упражнениями для выработки техники. Увлечённый необычными уроками, способный ученик стал сам вести музыкальные занятия в детском саду. Его незатейливые импровизации за инструментом в формате загадок и игр были крайне оригинальны. Хачатурян устраивал музыкальные «походы в зоопарк», отражая на фортепиано характер разных зверей. Умение «схватывать» образ меткими музыкальными фразами композитор позже продемонстрирует в своих самых совершенных партитурах.