Чайковский

  • 4 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Картина «Чайковский», выпущенная в прокат в 1969 году, была снята по сценарию многоопытных Юрия Нагибина и Будимира Метальникова. Обстоятельство это имеет значение, так как постановщику (Игорю Таланкину) предстояло рассказать о гении русской музыки, старательно отбирая биографические факты, но и не рисуя парадный портрет. Как следствие — события сгущаются и изменяют масштабы, отдельные поступки получают другие мотивировки: жанр романтизированной биографии никто еще не отменял. В конце концов, люди, делающие фильм о художнике, должны лепить образ неординарный, стараться объяснить гений. «Я всю жизнь тосковала по идеалу. И вот теперь, когда я нашла его, я никому его не уступлю, я все сделаю, чтобы Петр Ильич был счастлив и мог спокойно работать», — скажет в фильме откровенно влюблённая в Чайковского Надежда фон Мекк. И зритель, доверяя ей, должен понять, почему это так.
Одно из достоинств картины — выбор на главную роль Иннокентия Смоктуновского. Пугающее фотографическое сходство с оригиналом. Измученная, постояннно метущаяся душа. Фигура композитора предстает глубоко трагической, что подчеркивает звучащий неоднократно лейтмотив судьбы из 4-й симфонии. Он преддваряет эпизоды детства в прологе, сопровождает переписку с фон Мекк и кадры свадебной церемонии. «Мама, мама, — кричал в детстве Чайковский-мальчик ночью, обхватив голову руками. — Эта музыка, она у меня здесь, здесь!» Таким бесконечно вынужденным выплескивать из себя звуки композитор останется в картине до конца. Вот эпизод спора с Рубинштейном-Стржельчиком по поводу 1-го фортепианного концерта, который тот поначалу высокомерно раскритиковал и рекомендовал переделать: «Этого никто никогда играть не будет». Вот бесконечные уходы в себя, видения, в которых отражением переживаемых событий к Чайковскому являются персонажи его будущих опер. Вот разговор с критиком Ларошем в Париже. «С написанным я расстался бы. А с тем, что впереди — нет». — «Рассчитываете создать нечто, что осилит смерть!» — заключает Евстигнеев-Ларош.
Чайковский
Еще одним смысловым акцентом в фильме будет Симфония номер 6, сопровождающая кадры триумфа героя, чествования его в Кембридже и информацию о кончине, в соответствии со скорбным финалом Adagio lamentoso. «Он знал, что эта вещь — лучшее, что он написал. Не потому, что много лет он хотел ответить самому себе на мучительные вопросы и теперь ответил. Но потому, что эта музыка был он сам… Это были подлинные его сердцебиения, его вздохи», — писала о Шестой симфонии Нина Берберова, уверенная в том, что именно ее книга о Чайковском легла в основу сценария фильма.
Как бы то ни было, тщательно снятое творение Таланкина замечательно тем, что относится к личности композитора бережно и обращается к главным вопросам, предлагая второстепенными заняться потом. А не наоборот.
Чайковский, Игорь Таланкин, 1969 год.

Последние выпуски программы

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.

Паганини: скрипач дьявола

История, рассказанная в фильме «Паганини: скрипач дьявола», снятом в 2013 году, по сути такая же легенда, как и то, что Паганини служил нечистой силе. «Мы должны оседлать волну успеха пока нам с ней по пути», — говорит скрипачу его импресарио, загадочно-инфернальный синьор Урбани в красном плаще.

Дива

Фильм «Дива» Жан-Жака Бенекса имеет обманчивое название. Он начинается с концерта заезжей темнокожей звезды. Ее имя, Синтия Хокинс, зрители произносят с придыханием, радуясь редкой возможности услышать ее.