Дни жатвы

  • 24 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Этот фильм открывается волшебной музыкой Сен-Санса. На экране сменяют друг друга старые фотографии, обращающие зрителя в атмосферу Америки начала 20 века. Растущие вверх дома, многолюдные улицы, рабочие-эмигранты, зарабатывающие свой трудовой цент, шумные домашние праздники и глаза детей, открывающих для себя этот мир. Все это сопровождает мелодия «Аквариума» из «Карнавала животных», придавая зрелищу ощущение сказки.
Не правда ли странно, суровые сцены промышленной революции и мелодия флейты, оттеняемая переливами стеклянной гармоники? Именно это, кажется смущало Эннио Морриконе, когда он согласился сотрудничать с Терренсом Маликом в его фильме «Дни Жатвы».
Дни жатвы
Картина рассказывает о влюбленной паре, Билле и Эбби, которые выдают себя за брата и сестру. Поскольку Билл находится в бегах, они вынуждены отправиться подальше от глаз в Техас, где нанимаются убирать урожай. А когда местный фермер влюбляется в красивую Эбби, наша пара решает затеять с ним коварную игру.
Одним словом, авантюрный сюжет с не самыми морально числоплотными персонажами. Однако создатель картины Малик очень настаивал, чтобы Морриконе обязательно включил в саундтрек «Аквариум». Режиссёр совсем не хотел снимать реалистическое кино. Он хотел снять фильм о судьбе как стихии, неподвластной пониманию и контролю. Великие силы стихий своевольны, таинственны и прекрасны — а человек является частью эпической аллегории. Неслучайно в истории Билла и Эбби прочитывается параллель с библейским сюжетом об Аврааме и Саре, выдаваших себя за брата и сестру. Поэтому такое внимание в фильме придается красоте картинки, визуальной образности, которая иногда даже подменяет собой избыточные диалоги.
Морриконе вынужден был с этим считаться. И хотя изначально композитор был несогласен, он предложил Малику варианты, развивающие его идею. В них тема Сен-Санса получала новое преломление, посказывала ходы, вступала в диалог с собственными мелодиями Морриконе. При этом «Аквариум» с его атмосферой сказки оставался центральной темой картины, напоминая о выборе режиссёра, уверенного в своей правоте.
С выходом фильма на экран стало ясно, что достигнутый компромисс был единственно верным. Саундтрек принес итальянцу номинацию на «Оскар», и он полностью изменил свое отношение к проекту. «Фильм „Дни жатвы“ описывает мир вне времени, волшебное место, где сосуществуют поэзия и реальность, — отметит Морриконе в своих мемуарах 2019 года и добавит: Это один из фильмов, который мне ближе всего, даже спустя столько времени».
Дни жатвы, Терренс Малик, 1978 год.

Последние выпуски программы

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.

Паганини: скрипач дьявола

История, рассказанная в фильме «Паганини: скрипач дьявола», снятом в 2013 году, по сути такая же легенда, как и то, что Паганини служил нечистой силе. «Мы должны оседлать волну успеха пока нам с ней по пути», — говорит скрипачу его импресарио, загадочно-инфернальный синьор Урбани в красном плаще.

Дива

Фильм «Дива» Жан-Жака Бенекса имеет обманчивое название. Он начинается с концерта заезжей темнокожей звезды. Ее имя, Синтия Хокинс, зрители произносят с придыханием, радуясь редкой возможности услышать ее.