Литературные мотивы

Первый сезон

Программа Александра Васькина «Литературные мотивы» посвящена классике, на этот раз литературной. Интереснейший рассказ автора о хорошо знакомых нам с детства писателях и их книгах значительно расширяет привычные рамки биографий.
А если посмотреть на них с несколько неожиданной стороны? Чем увлекались знаменитые поэты и прозаики помимо, собственно, сочинения произведений? Что вдохновляло известных писателей на творчество? Как отдыхала их душа? Ради чего они могли отложить в сторону перо, пишущую ручку или встать на время из-за рабочего стола? Об этом и многом другом вы узнаете из передачи «Литературные мотивы» на радиостанции «Орфей».

Второй сезон

Новый сезон программы Александра Васькина «Литературные мотивы» открывает на радио «Орфей» двери в безбрежный и прекрасный мир классической музыки и мировой литературы.
Что послужило литературной основой известнейших опер и балетов? Как выдающиеся писатели создавали бессмертные романы и поэмы, а великие композиторы затем воплощали их содержание в своих партитурах? Забытые и хорошо известные книги, популярные и давно сошедшие со сцены музыкально-драматические произведения — всё это причудливым образом переплелось в новых выпусках программы «Литературные мотивы». А еще мы побываем в творческих мастерских писателей и композиторов разных эпох и стилей…
Звукорежиссёр Дмитрий Спиваковский

Выходит

  • Ежедневно в 07:10, 17:10 и 21:10

Ведущий

  • Александр Васькин
Литературные мотивы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.

«Золотой петушок». Сказочная опера

В свою третью «Болдинскую осень», продлившуюся две с небольшим недели, Александр Сергеевич Пушкин напишет «Сказку о золотом петушке». Откуда он мог подчерпнуть сюжет для сказки? Дискуссии на эту тему ведутся по сей день.

.«Пламя Парижа» и танцующие французы

Книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа».

Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников

Книга «Тысяча и одна ночь», в которую входит и сказка про Али-Бабу, популярна до сих пор и у взрослых, и у детей. «Тысяча и одна ночь» была и в библиотеке флорентийского музыканта Бартоломео Керубини, который и привил интерес к восточным сказкам своему сыну, ставшему знаменитым композитором, полное имя которого — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини.

«Дядя Степа» и «Проданная невеста»

Кто из нас не знает с детства стихи Сергея Михалкова? Но мало кто вспомнит, что детский поэт пробовал свои силы и в жанре либретто… Речь идет об опере Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Впервые эта комическая опера в трёх действиях на либретто Карела Сабины была поставлена в 1866 году в Праге.

Как переделывают либретто. От «Жизни за царя» до «Ивана Сусанина»

21 февраля 1939 года в Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Постановка должна была стать образцовой, послужив основой для её повторения в других оперных театрах страны.

«Бориску на царство?»

Пушкин был гениальным чтецом, никто кроме него не читал так его произведения. Впрочем, окажись в числе слушателей Модест Мусоргский, он бы рассказал об этом по-другому, как композитор, увидевший в поэме «Борис Годунов» прекрасный литературный мотив для будущей оперы.