Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников

  • 6 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Сим-сим, откройся!». Ах, если бы все двери можно было отворить так просто, как это сделал Али-Баба из старинной восточной сказки. Хотя утверждают, что если искусственный интеллект будет развиваться такими темпами, то скоро одним лишь взглядом нам удастся открывать не только двери, но и окна. Но что это за Сим-сим такой? По одной из версий (а переводили эту сказку на самые разные языки неоднократно), Али-Баба говорит, не «Сим-сим, откройся», а «Сезам, откройся!». В свою очередь, сезам — это распространённое в западноевропейских странах название кунжута, масличного растения, широко применявшегося на Востоке в кулинарии для при изготовлении козинаков и халвы. Легенда интересная, правда, сам Али-Баба обнаруживает в пещере, куда он проникает, сокровища, спрятанные разбойниками. А вовсе не кулинарные приправы.
Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников
Книга «Тысяча и одна ночь», в которую входит и сказка про Али-Бабу, популярна до сих пор и у взрослых, и у детей. А перевел ее впервые на французский язык востоковед Антуан Галлан еще в начале 18 века. «Тысяча и одна ночь» была и в библиотеке флорентийского музыканта Бартоломео Керубини, который и привил интерес к восточным сказкам своему сыну, ставшему знаменитым композитором, полное имя которого — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини. Нетрудно догадаться, почему из всех сказок «Тысячи и одной ночи» Керубини выбрал именно историю про Али-Бабу. Это была его самая любимая сказка. Впервые оперу «Али-Баба или сорок разбойников» как лирическую трагедию в четырех действиях с прологом — представили в Париже, в июле 1833 года. Авторами либретто выступили французские драматурги Огюстен Эжен Скриб и Анн Оноре Жозеф Дюверье де Мельвиль. В отличие от литературного первоисточника опера не стала столь же популярной, ее вскоре забыли. А шесть лет назад в миланском театре «Ла Скала» этот оперный раритет был возрожден. Но в современной стилистике — герои сказки разъезжают по сцене на мотоцикле. Под стать и их одеяние — джинсы и футболки. На публику и музыкальных критиков новая постановка оперы Керубини произвела неизгладимое впечатление.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.