«Три карты» Александра Пушкина

  • 12 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Главный герой пушкинской «Пиковой дамы» Германн все стремится узнать таинственный секрет трех карт, которые якобы должны принести ему большой выигрыш. Но, похоже, что для самого Александра Сергеевича эти три карты так и остались загадкой. Ибо играть великий русский писатель обожал, однако в любви ему везло больше. Супруга ближайщего пушкинского друга — Павла Нащокина — вспоминала: «Пушкин любил чай, любил цыганское пение, любил также шутов, острые слова и карты. За зеленым столом он готов был просидеть хоть сутки. В нашем доме его выучили играть в вист, и в первый же день он выиграл десять рублей, чему радовался, как дитя. Вообще же в картах ему не везло, и играл он дурно, отчего почти всегда был в проигрыше». Кстати, Павел Нащокин был не менее азартным игроком, и Пушкин готов был сам залезть в долги, дабы помочь другу расплатиться в случае очередного проигрыша.
Дошла до нас и легенда, согласно которой Александр Сергеевич однажды проиграл в карты только что написанную им пятую главу «Евгения Онегина», но затем сразу отыграл ее. Однако, некоторые пушкинисты считают этот факт малодостоверным. Но где было взять денег в случае реального карточного фиаско? В «Пиковой даме» есть такой профессиональный игрок, заядлый картежник Чекалинский. Одним из его прототипов был помещик Василий Огонь-Догановский, коему Пушкин проиграл почти 25 тысяч рублей, которые обязался выплатить в течение 4 лет: «Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тысяч», — писал ему Пушкин в 1830 году.
Друзья и знакомые переживали за поэта: «Иногда заставал я его за столиком — карточным, обыкновенно с каким-нибудь неведомым мне господином, и тогда разговаривать было нельзя…. Известно, что он вел довольно сильную игру и чаще всего продувался в пух! Жалко бывало смотреть на этого необыкновенного человека, распаленного грубою и глупою страстью! Зато он был удивительно умен и приятен в разговоре, касавшемся всего, что может занимать образованный ум», — рассказывал Ксенофот Полевой.
Анне Петровне Керн поэт признавался, что карты — его «единственная привязанность». Сколько всего Пушикн проиграл в карты подсчитывают до сих пор — то ли 60 тысяч рублей, то ли 70. Выиграл он гораздо меньше. Но это и не так важно, как другой факт — долги поэта были выплачены уже после его смерти.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.