Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»

  • 18 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Мог ли предполагать плодовитый итальянский прозаик Рафаэлло Джованьоли, какую славу принесет ему всего лишь один из его многочисленных романов, написанный еще в 1874 году? Речь идет о романе «Спартак», рассказывающем о гладиаторе, возглавившем восстание рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э., которое известно у нас сегодня как восстание Спартака. Историческая подоплека романа заинтересовала советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, в 1950 году посетившего итальянскую столицу и окончательно решившегося на музыкальное воплощение этого захватывающего сюжета. Всего через несколько лет, в 1954 году, балет «Спартак» был готов, в 4 актах и 9 картинах. Премьера состоялась в 1956 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Успех был несомненным: музыка Арама Хачатуряна полюбилась зрителю, как говорится, ушла в народ. А в Москве балет «Спартак» был поставлен в течение десяти лет трижды, что уже само по себе является редкостью в хореографическом искусстве. В 1958 году свой «Спартак» представил публике Игорь Моисеев. Под стать историческому масштабу балета была и продолжительность спектакля — четыре с лишним часа, из которых автор музыки Арам Хачатурян не позволил выкинуть ни минуты. Прямо скажем, это слишком много для балета, и более подходит для оперы. Тем не менее, овацию на премьере в марте 1958 года устроили бурную, и композитору, и артистам.
Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»
А в 1962 году новую версию балета показал Леонид Якобсон, именно этот «Спартак» был представлен на гастролях за океаном. Наконец, третий «Спартак» в 1968 году создал Юрий Григорович, задумавший переделать партитуру, вопреки героическому сопротивлению Хачатуряна. Автор музыки так мешал балетмейстеру, что тот время от времени задавался вопросом: «Нельзя ли как-нибудь освободиться от Арама Ильича?». Третья по счету московская постановка «Спартака» стала канонической, удостоившись Ленинской премии — высшей награды родины. Премию получили Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский, исполнители партии Спартака Владимир Васильев и Михаил Лавровский, а также Марис Лиепа за партию Красса. Арам Ильич Хачатурян получил свою Ленинскую премию за «Спартак» еще раньше, в 1959 году: дважды эта награда не вручалась.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.