«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра

  • 29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Медный всадник» — так называют сегодня памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге не только жители северной столицы, но и гости этого прекрасного города. Памятник работы скульптора Этьена Фальконе был торжественно открыт в августе 1782 года. Примечательно, что скульптура сделана из бронзы, а не из меди. А название «Медный всадник» закрепилось за ней вскоре после публикации в 1837 году одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Произведение, написанное болдинской осенью 1833 года, по цензурным соображениям полностью не было напечатано при жизни автора. Сам император Николай I лично правил текст «Медного всадника». И в этом чувствуется определенная логика, ибо после исторической встречи царя и поэта в 1826 году в Москве, Николай Павлович провозгласил себя главным цензором Александра Сергеевича. Но от этого легче жизнь Пушкина не стала.
«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра
История мелкого чиновника Евгения, изложенная в стихотворной форме, вдохновила композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра на создание балета еще в конце 1930-х годов. Однако до воплощения замысла прошло десять лет. За эти годы либретто балета претерпело серьезные изменения. К героям спектакля помимо самого Евгения, его невесты Параши и ее матери, добавились Пётр I, его фаворит Меншиков, Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, иностранные послы и прочие персонажи. Так, сюжетная канва поэмы «Медный всадник» расширилась за счет героев других пушкинских произведений — «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого». Премьера балета Глиэра стала одним из центральных событий сто пятидесятилетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, торжественно отмечавшегося в 1949 году. «Историческим и философским» произведением назвал его хореограф спектакля Ростислав Захаров. Балет редко идет сегодня на сценах российских театров. А вот музыка из «Медного всадника» популярна и поныне. В частности, фрагмент «Гимн Великому городу», ставший гимном современного Санкт-Петербурга. Под эту музыку с Московского вокзала северной столицы отправляется железнодорожный экспресс «Красная стрела».

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.