«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

  • 13 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? А между тем, эта нелепая на первый взгляд версия имеет нимало сторонников среди литературоведов. Оказывается, Пушкин скрыл свое имя по той причине, что зашифровал в образе Жар-птицы свою жену Наталью Гончарову, за которой якобы пытался ухаживать император Николай Павлович. Он будто бы послужил прототипом молодящегося царя, ныряющего в котел с кипящим молоком. Вот потому-то Александр Сергеевич и уготовил царю столь печальный финал: «Бух в котёл — и там сварился». Заканчивается сказка хорошо: главный герой — Иван — женится на Царь-девице к радости собравшегося народа. Мало того, сторонники версии об авторстве Пушкина полагают, что «чудо-юдо рыба кит», глотающая горстями корабли, есть ни что иное, как символ потерпевшего неудачу восстания декабристов в 1825 году. Вот такая мистификация. Ну что здесь скажешь — чего только люди не придумают! Но мы ты с Вами знаем, кто подлинный автор «Конька-горбунка»!
Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра. Композитор очень ценит это свое произведение: «Музыка к балету „Конек-Горбунок“ — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…», — так рассказывал Родион Константинович. Премьера балета молодого талантливого композитора с успехом прошла в Большом театре в марте 1960 года. Ну, а кто же из балерин является лучшей исполнительницей партии Царь-девицы? Догадаться нетрудно — Майя Плисецкая. А роль Иванушки прекрасно исполнял Владимир Васильев. В этом же составе спектакль в 1962 году был снят на кинопленку — как фильм-балет «Сказка о Коньке-Горбунке». Балет с огромным успехом идет в российских театрах и по сей день.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.