«Много шума из ничего»: Хренников замахивается на Шекспира

  • 14 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1600 году в Лондоне увидела свет новая комедия Вильяма Шекспира «Много шума из ничего». Вскоре на сцене театра «Глобус» состоялась и премьера пьесы, повествующей о забавной любовной истории, случившейся в семье итальянских аристократов. Место действия пьесы — городок Мессина, что на острове Сицилия. А в 1976 году, спустя триста семьдесят шесть лет, в Москве в Большом театре впервые был представлен зрителям балет «Любовью за любовь» на музыку Тихона Николаевича Хренникова.
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», — вопрошал режиссер народного театра в исполнении Евгения Евстигнеева в кинофильме «Берегись автомобиля». И Хренников замахнулся. Примечательно, что его музыка ждала своего часа довольно долго — еще в 1936 году недавний выпускник Московской консерватории сочинил музыку к спектаклю Театра имени Вахтангова «Много шума из ничего», то есть к инсценировке той самой пьесы Шекспира. Работа молодого композитора Тихона Хренникова получила высокую оценку, добавив почитателей творчества «московского Шостаковича», как стали называть его наиболее импульсивные меломаны. Замечательная музыка и превосходная игра актеров стала причиной огромного интереса зрителя к постановке.
Сорок лет спустя после премьеры давнего вахтанговского спектакля Борису Покровскому пришла в голову мысль написать либретто к будущему балету. Это тем более удивительно, что Борис Александрович известен как оперный режиссер. В балете Хренникова на сцену вышли все те же шекспировские персонажи — Клавдио, Беатриче, Бенедикт, Дон Хуан, Леонато и другие герои. Премьерные спектакли танцевали Александр Годунов, Нина Тимофеева, Юрий Владимиров.
Но на этом история с Шекспиром не закончилась. Тихон Николаевич Хренников отличался удивительной бережливостью к однажды сочиненной музыке. И в 1983 году на киностудии «Мосфильм» была снята кинокартина «Много шума из ничего» с музыкой из одноимённого балета Хренникова. А в своем Камерном музыкальном театре Борис Покровский поставил комическую оперу «Много шума из-за… сердец» опять же по комедии Шекспира и с музыкой Хренникова. Опера удалась.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.