Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!

  • 21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Николай Васильевич Гоголь — один из тех великих русских писателей, чья жизнь и творчество тесно связаны с мистификацией. Руководствуясь только лишь ему понятными соображениями, он нередко выдавал желаемое за действительное, окружая себя завесой таинственности. Бывали случаи, когда на вопрос соседа по дилижансу, «Это Вы известный писатель Гоголь?», Николай Васильевич отвечал: «Нет, я не Гоголь, а Гогель». Таким образом он пытался избежать назойливых вопросов: «Над чем вы нынче работаете? Каковы ваши творческие планы? А что будет потом?». Под стать загадочному поведению писателя были и названия его произведений — «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Заколдованное место», «Мертвые души». И конечно, «Нос». Все мы с детства знаем эти прекрасные книги, написанные удивительным, сочным, прекрасным русским языком. Многие — если не все — творения Гоголя давно экранизированы и поставлены в театрах.
Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!
Но как же представить на сцене гоголевский «Нос»? И как играть главного героя? И каким голосом он должен петь, этот самый нос коллежского асессора Ковалева? Решением этой трудной задачи озаботился Дмитрий Шостакович. И это кажется неслучайным. Некоторые смелые биографы, сравнивая личности Шостаковича и Гоголя, даже находили у двух больших художников нечто родственное. В частности, «нервную чуткость» и способность к «острой иронии». Молодому композитору было едва за двадцать, когда он приступил к сочинению оперы «Нос» в 1927 году. Заслуживает внимания версия, что посоветовал Шостаковичу взяться за гоголевский «Нос» маститый коллега Борис Асафьев. Дмитрий Дмитриевич поначалу решил написать либретто сам: «Текстового материала у Гоголя было недостаточно, сцены получались короткие, но я не решался присочинить свой текст. Поэтому там, где требовались слова, которых не было в повести, я брал текст из других произведений», — рассказывал композитор. Но были и соавторы-либреттисты, в частности, Евгений Замятин. Что же касается других произведений Гоголя, из которых заимствованы реплики некоторых героев, то это «Шинель», «Записки сумасшедшего» и другие. Премьера оперы состоялась в Ленинграде в Малом оперном театре, в 1930 году. Критики встретили спектакль настороженно. Тем не менее впоследствии опера была поставлена в лучших музыкальных театрах мира. А одной из самых известных постановок стала премьера 1974 года в Камерном театре Бориса Покровского.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.