Полюбить «Орлеанскую деву»: между Шиллером и Чайковским

  • 22 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1881 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева». Ее литературной основой послужила одноименная драма Фридриха Шиллера, впервые инсценированная в 1801 году. Главная героиня драмы — Жанна Д`арк, в переводе Василия Жуковского ее имя звучит несколько иначе — Иоанна. Шиллер называл пьесу несколько необычно — «романтическая трагедия». События развиваются в период Столетней войны между Англией и Францией в 14-15 веках. В 1428 году англичане осадили город-крепость Орлеан. Французские войска уже и не чаяли победить, настолько низким был моральный дух в армии после неоднократных поражений на поле боя. Ситуацию спасла крестьянская дочь Жанна д’Арк. Ей было всего семнадцать лет. Возглавив армию, она разбила англичан. Казалось, что сам Господь Бог послал Франции эту смелую и умную девушку.
Полюбить «Орлеанскую деву»: между Шиллером и Чайковским
Образ Жанны Д`арк чрезвычайно вдохновлял Чайковского, изучавшего при написании либретто работы французских историков. В январе 1879 года композитор писал, что очень доволен своей музыкальной работой. Но много сил отнимает литературная сторона, то есть либретто: «Трудно передать, — жаловался композитор, — до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо». Петр Ильич создал оперу всего за девять месяцев, сочинив монументальное полотно. А вот и герои — король Франции Карл VII, архиепископ, бургундский рыцарь Лионель и прочие. Но главным персонажем, конечно, является Жанна д’Арк.
В драме Шиллера все заканчивается на поле брани, где и умирает от смертельных ран Жанна Д`арк. А опера Чайковского имеет иной финал, более привычный и известный нам. На площади Руана все готово к казни. Разложен большой костер. Тут же и места для зрителей — городской знати и духовенства. Приводят измученную Жанну. Она осуждена как еретичка и вероотступница на жуткую смерть. На глазах всего народа палач привязывает ее к столбу. Огонь постепенно разгорается. Жанна молит Бога: «Господь, прими меня в твою обитель!». Хор ангелов за сценой отвечает ей. Звучат последние слова Жанны: «Открылось небо, кончено страданье!». Не так давно «Орлеанская дева» вновь была поставлена на сцене Мариинского театра.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.