Забытая опера Верстовского

  • 29 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Эпоха Верстовского — так называли те годы, когда в Большом театре царил Алексей Николаевич Верстовский. Если можно так выразиться, он был штатным композитором Большого театра, прослужив в нем тридцать пять лет — от инспектора музыки (с 1825 года) до управляющего конторой Дирекции императорских московских театров. Помимо управленческих обязанностей, Верстовский еще и успевал писать музыку. Он автор нескольких опер и десятков опер-водевилей. Был такой в прошлом необычный жанр. Неудивительно, что некоторые современники ставили Верстовского даже выше Михаила Глинки по масштабу популярности.
Забытая опера Верстовского
В мае 1828 года в Большом театре состоялась премьера оперы «Пан Твардовский», либретто к которой создал Михаил Загоскин. По содержанию опера чем-то напоминает «Фауста» Гуно. Только место действия перенесено в Польшу. Согласно народной легенде, передающейся из поколения в поколение, пан Твардовский, живший в XVI веке, так же, как и Фауст, продает свою душу дьяволу. Пережив немало приключений, Твардовский все же избегает ада. Взамен ему остается витать в воздухе между небом и землей в ожидании Страшного Суда.
Зрителям спектакль понравился. Был среди них и Михаил Лермонтов. Юный поэт увлекся и необычным сюжетом, и любопытным оформлением оперы. Лермонтова особенно захватывали сцены с участием цыган, песни и пляски этого вольного народа. И, в частности, цыганская песня «Мы живем среди полей» на слова Загоскина. Цыгане вообще пользовались популярностью в то время. В частности, попав под действие их чар, создал своих знаменитых «Цыган» и Александр Сергеевич Пушкин. И вот однажды, в 1829 году, пережив ни с чем не сравнимое чувство встречи с прекрасным, находясь под огромным впечатлением от очередного представления оперы Верстовского, Лермонтов замыслил план создания первого в его жизни либретто оперы из жизни цыган. А сюжет ему подсказали те же пушкинские «Цыганы». Сохранившийся отрывок этого либретто говорит о том, что юный автор предполагал использовать пушкинский текст как непосредственно, так и в вольном прозаическом переложении с включением понравившихся ему цитат из «Пана Твардовского». А было Михаилу Юрьевичу в ту пору всего пятнадцать лет…

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.