Опера про Кащея Бессмертного…

  • 14 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
И какие только фольклорные персонажи не становились героями русских опер и балетов: былинные богатыри, Морозко и даже Баба Яга. А Николай Андреевич Римский-Корсаков в 1902 году сочинил оперу про самого Кащея Бессмертного. Это, пожалуй, самый главный злодей и колдун в славянской мифологии. Иногда его имя произносят и через букву «о» — Кощей. Происходит оно от слова «кость» и потому Кащея часто изображают тощим, как говорится, «кожа, да кости». А вот смерть его недосягаема: «Посреди далекого и глубокого моря на одиноком острове растет огромный дуб, под которым зарыт сундук, в том сундуке заяц сидит, а в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла. В ней и смерть Кащея». Литературным мотивом оперы «Кащей Бессмертный» послужила хорошо всем известная русская народная сказка. Как-то в 1900 году к Римскому-Корсакову обратился музыкальный критик Петровский, написавший либретто будущей оперы «Иван-королевич». Поначалу композитор заинтересовался либретто, однако в дальнейшем счёл его недостаточно проработанным. Николай Андреевич сетовал, что не нашел общего понимания с либреттистом относительно плана оперы. И тогда Римский-Корсаков решил сам написать либретто. Помогала ему и дочь Софья.
Опера про Кащея Бессмертного…
Помимо главного героя — Кащея Бессмертного, согласно либретто, в опере присутствовали и другие персонажи. В частности, Царевна Ненаглядная Краса, томящаяся в кащеевой темнице. Она не может забыть своего суженого — Ивана-королевича. В свою очередь, дочь злодея — Кащеевна, живущая в Тридесятом царстве, сама претендует на сердце Ивана, пытаясь усыпить и даже в порыве ревности убить королевича. Однако на то она и сказка, чтобы все закончилось хорошо. В итоге Кащеевна обращается в красивую плакучую иву, а ее отец — злобный чародей — отправляется туда, куда ему и дорога. Наступает конец и Кащееву царству. А Царевне и Ивану суждено жить долго и счастливо. Премьера оперы состоялась в декабре 1902 года в Москве, дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов, партию Царевны Ненаглядной Красы исполнила Надежда Забела-Врубель.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.