Георгий Свиридов и Сергей Есенин: «Деревянная Русь»

  • 27 января 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: „Кинь ты Русь, живи в раю!“ Я скажу: „Не надо рая, Дайте родину мою“». Кому из нас не знакомы эти строки Сергея Есенина, из стихотворения, написанного в 1914 году. Есенин был любимым поэтом Георгия Свиридова. Но композитор пришел к этому не сразу. «Моим любимым поэтом, — рассказывал Георгий Васильевич, — всегда был Блок. Но однажды — а произошло это в ноябре 1955 года — я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу». Так и возникла любовь Свиридова к поэзии Есенина, продлившаяся для композитора всю оставшуюся жизнь. Среди свиридовских произведений, созданных им на стихи выдающегося русского поэта, есть и маленькая кантата для мужского хора и оркестра «Деревянная Русь».
Георгий Свиридов и Сергей Есенин: «Деревянная Русь»
Эпиграфом к кантате служат есенинские строки «Русь моя, деревянная Русь!». Кантата состоит из четырех частей, литературным мотивом к каждой стали стихотворения, написанные поэтом до 1917 года, после которого и началось разрушение патриархальной Руси. Первая часть — «Прощай, родная пуща…» — посвящена уходу крестьянского сына из родной деревни. Вторая часть — «Топи да болота…» — рисует перед слушателями картину малой родины. Третья часть кантаты — «Я странник убогий…» — живой образ путешествующего по Руси странника с Богом в душе и верой в сердце. «Не ищи меня ты в Боге» — заключительная часть кантаты написана на основе стихотворения «Наша вера не погасла…». Кантата наполнена драматическими размышлениями Георгия Свиридова о нелегкой судьбе своей Родины, с надеждой на ее духовное и нравственное возрождение. Премьера кантаты «Деревянная Русь» прошла в феврале 1966 года в Большом зале Московской консерватории. Спустя год состоялось первое исполнение кантаты в новой камерной редакции — для тенора, баса и фортепиано. На сцену вышли сам автор и певцы Алексей Масленников и Александр Ведерников.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.